<--! Google analytics --> <--! Bitrix 24 contact form -->

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Нади Шодхана - этап 2 (продолжение)

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > Нади Шодхана - этап 2 (продолжение)

Этот раздел посвящён дальнейшему развитию практики нади шодханы; мы опишем более сложную разновидность её второго этапа, предварительная форма которого была рассмотрена в предыдущем уроке.

Обязательное требование нади шодханы — медленное, глубокое и ритмичное дыхание. Это приводит к снижению частоты дыхания за единицу времени, поскольку если дышать глубже, частота вдохов и выдохов автоматически снижается. В повседневной жизни большинство людей выполняют от пятнадцати до двадцати дыхательных циклов в минуту. Как правило, это неглубокое дыхание, которое использует лишь малую часть имеющегося объёма лёгких. Вследствие этого, при дыхании затрачивается много энергии при относительно малой отдаче с точки зрения пополнения энергетических запасов организма. Другими словами, дыша медленно, глубоко и ритмично, мы легко могли бы получать столько же или даже больше жизненной энергии в виде кислорода, затрачивая при этом меньше мышечной энергии. Ритм также имеет большое значение, так как судорожное, прерывистое дыхание, как правило, требует гораздо больших затрат мышечной энергии, чем плавное и спокойное. Это одна из причин — хотя и не главная — для практики пранаямы нади шодхана: приучать себя дышать разумно и экономично.

Частое дыхание непосредственно связано с возбудимостью, нервозностью, гневом и другими крайностями. Всякому, кто сомневается в этом, следует проследить, как учащается его дыхание, когда он рассержен. Это может оказаться довольно трудным или даже невозможным, поскольку большинство людей бывают полностью поглощены своими эмоциями и отождествляются с ними. Трудно осознавать себя, когда испытываешь сильное волнение; на самом деле, если бы мы могли наблюдать свои чувства со стороны, эти бурные всплески эмоций постепенно исчезли бы. Однако попробуйте проследить, как настроения других людей сказываются на их дыхании. Или, в качестве альтернативы, посмотрите, как частота дыхания связана с возбудимостью у различных животных. Животные, которые дышат медленно — например, слоны, змеи, черепахи и т.д. — олицетворяют собой само спокойствие, тогда как жизнь таких быстро дышащих животных, как птицы, собаки, кошки и кролики, выглядит гораздо более напряжённой. Кроме того, животные, которые дышат медленно, славятся своим долголетием. Древние йоги ясно осознавали этот факт и рекомендовали медленное и глубокое дыхание в качестве средства достижения не только долгой, но также спокойной и уравновешенной жизни. Эта устойчивость жизни делает возможным продвижение по пути йоги.

Людям, страдающим от нервных расстройств, следует обратить особое внимание на эту взаимосвязь между дыханием и нервозностью, поскольку они чаще всего бывают склонны к быстрому и поверхностному дыханию. Регулярная практика пранаямы нади шодхана помогает успокаивать ум и нервы. Это, в особенности, относится к людям, которые ведут сидячий образ жизни, поскольку они обычно дышат короткими, резкими вдохами, и вовсе не случайно, что большинство нервных расстройств встречается у городских жителей.

Главная цель пранаямы состоит в достижении успокоенности ума как необходимого условия медитации. Нади шодхана — не исключение. Прежде всего, эта практика постепенно снижает частоту и увеличивает глубину дыхания. Во вторых, выравнивая потоки воздуха через обе ноздри, она помогает уравновешивать праническое тело. Оба эти аспекта способствуют спокойствию ума. Чем медленнее человек дышит и чем больше он осознает этот процесс, тем большей безмятежности он достигает. Именно по этой причине мы особенно выделяем важность постепенного замедления ритма дыхания в практике второго этапа нади шодханы.

Нади шодхана — Этап 2 (усложнённый вариант)

Читателю следует обратиться к описанию первой части второго этапа нади шодханы, где объясняется, как постепенно замедлять ритм дыхания. Необходимо в течение нескольких минут выполнять этап 1 нади шодханы, а затем этап 2, чтобы постепенно увеличивать продолжительность вдоха и выдоха, постоянно сохраняя соотношение между ними равным 1:1. Вы должны проделать этот процесс перед тем, как приступать ко второй части этапа 2. Затем, без перерыва, переходите к практике, описанной ниже.

Техника выполнения

  • Начните постепенно увеличивать продолжительность выдоха. Не забывайте мысленно считать продолжительность вдоха и выдоха.
  • Интервал счёта должен оставаться равным одной секунде; другими словами, если вдыхая, вы считаете до пяти, это соответствует продолжительности вдоха в пять секунд. Старайтесь осознавать как мысленный счёт, так и процесс дыхания.
  • Помните, что один цикл состоит из вдоха через левую ноздрю, выдоха через правую, вдоха через правую ноздрю и, наконец, выдоха через левую.
  • На протяжении пяти циклов увеличьте продолжительность выдоха на 1 секунду по сравнению с вдохом. Например, если, вдыхая, вы считаете до 5, на выдохе досчитывайте до 6.
  • Если, вдыхая, вы считаете до 10, то, выдыхая, считайте до 11. Действительная продолжительность дыхания полностью зависит от того, насколько далеко вы продвинулись в практике, описанной в предыдущем уроке.
  • Ни при каких обстоятельствах не принуждайте себя и не перенапрягайтесь.
  • Продолжительность вдохов и выдохов должна быть для вас совершенно удобна.
  • Затем, после нескольких циклов, увеличьте продолжительность выдоха ещё на одну секунду.
  • Делайте это только, если у вас не возникает никаких неудобств.
  • После ещё нескольких циклов дыхания, попробуйте увеличить продолжительность выдоха ещё на 1 секунду. Продолжайте в том же духе до тех пор, пока не окажется, что вы либо не способны далее увеличивать продолжительность выдоха без перенапряжения, либо достигли такой стадии, когда выдох продолжается вдвое дольше вдоха. Конечная цель состоит в достижении постоянного соотношения 2:1 между длительностью выдоха и вдоха. Сколько времени на это потребуется, разумеется, зависит от того, до скольких вы досчитывали при соотношении длительности вдоха и выдоха 1:1. Однако не пытайтесь продвигаться слишком быстро — у вас масса времени.
  • Когда вы достигните соотношения 2:1, вам следует начать увеличивать продолжительность вдоха на 1 секунду, а выдоха — на 2, чтобы сохранять то же отношение 2:1. Продолжайте увеличивать реальную продолжительность вдохов и выдохов в течение каждого занятия. Таким образом, по мере дальнейшего продвижения, вы должны быть способны начинать каждое занятие с всё большей продолжительности вдоха‑выдоха.
  • Помните, что на протяжении всей практики необходимо стараться постоянно осознавать дыхание и мысленный счёт. Занимайтесь столько, сколько вам позволяет время.

Общие указания

Если у вас заложен нос, необходимо проделать джала нети, перед тем как приступить к пранаяме[80]. Даже если нос относительно чист, все равно полезно делать джала нети перед занятиями йогой.

Старайтесь дышать так, чтобы воздух входил в ноздри и выходил из них совершенно бесшумно. Шум ясно показывает, что вы дышите слишком быстро. Конечно, если вы не можете дышать настолько медленно, чтобы устранить шум, не беспокойтесь — просто помните об этом. По мере дальнейшей практики частота вашего дыхания, безусловно, будет уменьшаться. Дышать следует расслабленно, не надуваясь и не делая телесных движений.

Попробуйте выполнять дыхание йогов.

Хронометраж

Важно сохранять постоянную скорость счета и следить за тем, чтобы единица счёта соответствовала одной секунде. На начальных этапах для проверки следует отмечать продолжительность практики по часам. Просто заметьте время начала занятия, выполните определённое число циклов, не меняя продолжительности вдоха и выдоха, и отметьте время окончания практики. Отсюда вы можете определить продолжительность каждого цикла. Разделив этот промежуток времени на число отсчётов в каждом цикле, вы можете вычислить длительность одного отсчёта и отрегулировать темп своего счета, в случае необходимости, сделав его быстрее или медленнее. Со временем, вы научитесь считать равномерно, так чтобы каждая единица счета составляла 1 секунду. Это станет устойчивой привычкой и будет чрезвычайно полезно для дальнейших занятий.

Последовательность выполнения

Ещё раз напомним, что вначале следует выполнять первый этап нади шодханы, затем предварительную часть этапа 2 и, наконец, этап 2, описанный в этом разделе. Поначалу, время, которое вы можете уделять пранаяме, следует разделить на три части, по одной для каждой из этих трёх частей практики. При наличии достаточного времени и по мере продвижения, постепенно увеличивайте относительную продолжительность заключительной части этапа 2.

Все подробности относительно продолжительности, осознания, предосторожностей и благотворного действия можно найти в предыдущем уроке.

См.: Этап 1,   Этап 2  ,   Этап 2 - продолжение   ,   Этап 3 (Антар Кумбхака)   ,  Этап 4 (Бахир Кумбхака)

По книге Свами Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный Курс


Советуем посмотреть

Комплекс 4

  1. Полное дыхание йогов сидя
  2. Пранаяма № 2
  3. Пранаяма №3
  4. "Ха" - дыхание стоя
  5. Падахастасана
  6. АрдхаСалабхасана, первая разновидность
  7. Салабхасана
  8. Ардха Матсиендрасана, первая разновидность
  9. Уддияна Бандха
  10. Халасана
  11. Матсиасана
  12. Созерцание
  13. Шавасана

Гипертония

В Индии и за её пределами были проведены обширные исследования влияния техник йоги на пациентов с повышенным кровяным давлением. Для этих целей использовались современные медицинские технологии.

Повышенное кровяное давление, также именуемое гипертонией, довольно распространённое заболевание в Индии среди людей, перешагнувших сорокалетний рубеж. Оно широко распространено и в большинстве западных стран.

КАПХА-доша. Болезни.

Свойства нормальной КАПХА-доши, что усиливает Вата-дошу, признаки перевозбуждения КАПХА-доши, перечень боленей, вызываемых перевозбуждением КАПХА-доши.

Андрей Сидерский (род. 1960)

Один из самых известных йогинов в СНГ. Автор переводов некоторых работ Мантэка Чиа по даосской внутренней алхимии и практикам даосской йоги, книги Шри Свами Шивананды «Йогатерапия», средневекового трактата по хатха-йоге «Хатха-йога прадипика» Сватмарамы и др. Автор «психоделического бестселлера» «Третье открытие Силы», двух методических книг по йоге, многочисленных статей, поэтических сборников. Профессионально преподает хатха-йогу с 1987 года (официально).