Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Йога для глаз.

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йогатерапия > ЙОГАТЕРАПИЯ > Йога для глаз.

Йога для глаз.

Поверь, никто не способен увидеть Меня обычными глазами.
Я дарую тебе божественное око, чтобы ты узрел Мою славу!

Бхагавадгита (11.8)

 

Почему йога? Потому как, чтобы излечить себя и восстановить зрение потребуются и время, и усилия. Потому как потребуется желание изменить себя, как на физическом, так и на духовном уровнях. Потому как, чтобы излечить себя потребуется мужество заглянуть внутрь себя, встретиться с самим (самой) с собой, понять себя, принять и поверить, что изменить себя в ваших силах.

Для восстановления зрения недостаточно делать только упражнения для глаз или другие манипуляции на физическом уровне. Как говорит уважаемый мною Алексей Васильевич Трехлебов: «Болезнь нужно лечить на трех уровнях: физическом, энергетическом и умственном».

На уровне ума: необходимо осознать, что изменить себя и излечить подвластно тебе самому. Ответить на вопросы: Какие ограничения ума привели тебя к потере зрения или же кармические последствия, каких поступков? Например, чтобы поверить в себя и силу излечения, йог Раманантата советует выбрать для себя мантру (фразу): «Мои глаза ясно видят», «Мое Я – в глазах», «Взгляд спокоен, свободен и ясен». Для каждого будет своя мантра, слова, которые по душе. От этих слов свет должен озарять вашу душу и сознание. Эти слова – инструмент, который способен перепрограммировать ваш ум.

На уровне ума, чтобы разобраться с причинами возникновения проблем со зрением и встать на путь излечения, необходимо обратиться к нравственно-этическим законам, которые в йоге называются Ямой и Ниямой. Об этом гениально пишет в своей книге «Йога терапия для восстановления зрения» Натхини Шанти. Я приведу несколько примеров из книги, которые вдохновили меня. Это поможет вам более глубоко раскрыть понятия и кармы, и действия закона причинно-следственных связей непосредственно через глаза.

Яма – воспитание взгляда на вещи

Ахимса – «не убий взглядом»

Ахимса буквально означает «ненасилие». Но что относится к насилию? Всем знакомы расхожие выражения «убийственный взгляд», «испепелить взором», «молнии из глаз», которые выражают состояние гнева, которое предшествует насильственным действиям. Энергия гнева в действительности столь же мощна, как и йогическая сила, позволяющая поджигать взглядом свечи на расстоянии. Казалось бы, ограничиваясь гневным взглядом, человек избегает худшего зла – реального удара. Но, как известно, настоящий йог старается не демонстрировать сверхъестественные силы (сиддхи), опасаясь растраты энергии, необходимой для духовного развития. Среди древних преданий о подвижниках немало историй о том, как почти достигший просветления отшельник разом терял все плоды своей зачастую длительной аскезы, поддавшись гневу. Иными словами, «молнии из глаз» – это мощные энергетические удары, неизбежно производящие значительные разрушения в тонкой структуре объекта, на который они направлены.

По счастью, обычный человек слишком слаб, чтобы кого-нибудь «убить взглядом», а что касается «разбитого» состояния после разноса начальства или семейного скандала, то оно знакомо в той или иной степени каждому. Это не проходит бесследно для того, кто позволяет себе подобное воздействие на ближних. Во-первых, он действительно теряет энергию, а значит, его глаза ослабевают, что выражается поначалу лишь в чувстве опустошенности. Из-за повторения частых приступов гнева эффект накапливается и глаза начинают слабеть физически, т. е. зрение постепенно портится. Во-вторых, меняется энергетическая структура глаз: из «окон восприятия» они превращаются в некое подобие «амбразур», а как долго человек может «отстреливаться», зависит от запаса личной энергии, который всегда ограничен. Когда же сила иссякает, в права вступает закон кармы, ибо вся структура такого человека сама собой производит обратное разрушение, притягивая энергию того же качества. В-третьих, разрушение внешнего окружения приводит к тому, что сам «воин» оказывается среди развалин, где практически нельзя нормально существовать, не говоря уже о том, чтобы жить счастливо. Более того, то, что он видит вокруг себя после учиненного им разгрома, совершенно не соответствует реальному положению дел. Ведь человек, как он есть на самом деле, намного лучше того человека, на которого вы только что накричали, значит, вы потеряли возможность увидеть его истинное лицо, не перекошенное обидой или страхом.
В чем состоит лечение глаз, больных гневом?

Свами Вивекананда, великий учитель современной Индии, считает, что в воспитании сострадательного взгляда на мир, когда все вокруг, как бы оно ни нравилось, превращается в средство служения ближним. Как стать провидцем, обладаюшим необыкновенной силой видения, превышающей обычное зрение? Вивекананда считает путь карма-йоги самым подходящим для этой цели, призывая не ждать самореализации, чтобы «снисходить» до помощи ближним, а начинать с труда в миру и постепенно «восходить» к высотам духа.

Сатья – «смотреть в корень»

Сатья буквально означает «истина», и здесь подразумевается не просто правдивость, но и верное восприятие реальности. Каждый из нас более или менее представляет себе разницу между способностью видеть главное и скользить взглядом по поверхности. Как отмечает Бейтс, на физиологическом уровне острота зрения зависит от центральной фиксации взгляда. Прямой, честный взгляд тоже явление двустороннее: человек не только точно передает через глаза энергетический посыл, соответствующий его истинным чувствам, но и устанавливает ближайший контакт с объектом, благодаря которому суть вещей сама собой раскрывается перед его взором. Здесь также способность видения находится в соответствии с правильно организованным мышлением, ибо «привычный вывих мозгов», свойственный человеку лживому и подозрительному, искажает видение реальности в самом буквальном смысле. Человек, смотрящий на мир открытыми глазами, замечает все вокруг с поразительной точностью, тогда как тот, кто прячет глаза из опасения выдать свои нечистые намерения, лишает самого себя адекватного видения ситуации. Взгляд исподлобья или искоса приводит в итоге к нарушению зрения.

Астея – «глаза не завидущие»

Астея буквально переводится как «не-воровство», но в это понятие вкладывается более широкий смысл: не присваивать чужое и даже не зариться на него. Эффект «бумеранга сглаза» хорошо объясняется теорией кармы, согласно которой всякий завистливый взгляд, брошенный искоса с пожеланием «чтоб тебе пусто было», непременно отыграется потерей собственного имущества. Свами Венкатешананда для профилактики такой распространенной болезни взгляда на вещи, как зависть, предлагает размышлять о субстанции вещей, из которой они все происходят, а потому принадлежат в действительности на глубинном уровне одинаково всем живым существам. Однако из этого видения сути бытия следует вовсе не передел имущества, а спокойное отношение к его естественному «неравному» распределению, ибо индийским мудрецам испокон века известно – люди не равны. Зависть нарушает видение обеих сторон: и тот, кто хочет присвоить чужое, и тот, кто обладает вожделенной для других вещью, одинаково получают искаженное представление о ее реальности. «Зависть ослепляет» – это выражение передает одну из важных психологических причин плохого зрения, а также вскрывает мотивы стремления ослепить ближнего – чаще в переносном, а в суровые исторические эпохи и в прямом смысле.

Индийская философия отсылает нас в поиске причин врожденной слепоты или других органических дефектов зрения к карме прошлых жизней. Не важно, принимаете ли вы теорию перевоплощения или нет, стоит задуматься о причинно-следственных связях хотя бы в пределах текущей жизни. Если обратить внимание уже не на связь вещей, а на связь живых существ, которые ими обладают, обнаружится ее основа в субстанции видения, ибо мир создается из совокупности представлений населяющих его людей. И эта основа зрения тоже становится объектом вожделения: каждый хочет, чтобы только он видел сам, а все остальные видели именно то, что видит он, т. е., попросту говоря, ослепли.

Апариграха – «охватывать взглядом»

Апариграха означает «ненакопительство лишнего», что распространяется не только на избыточность вещей, но и на дурную привычку накапливать впечатления. В результате создается напряжение от попытки «охватить взглядом» как можно больше событий, и они превращаются в неразличимое месиво. Стремление охватить взором побольше нередко становится одной из причин косоглазия: человек смотрит прямо на одну вещь, но при этом старается скосить взгляд на что-то сбоку. Несоблюдение апариграхи ведет также к появлению такого феномена, как бегающий взгляд, то есть скользящий по поверхности вещей. Следует подчеркнуть, что в отличие от астеи речь идет не о присвоении чужого, а об исправлении дурной привычки накапливать лишние вещи, без которых вполне можно обойтись. Помните: захламляя дом ненужными вещами, а память – излишними впечатлениями, вы лишаете себя точности видения тех вещей, которые вам в действительности необходимы. Вам становится сложнее о них помнить, а значит, сложнее за ними наблюдать.

Брахмачарья – «взирать безстрастно»

Брахмачарья – довольно сложное понятие: буквально оно переводится как «целомудрие», но применимо и к жизни в браке. Исходно брахмачарья означала период ученичества до вступления в брак и принятия на себя всей совокупности мирских обязанностей, включая рождение и воспитание детей. Молодой брахмачарин строго соблюдал сексуальное воздержание, а целомудрие в браке предполагало ограничение физической близости даже с собственной женой (всего несколько дней в течение месяца, наиболее благоприятных для зачатия).

Если же человек вступал на монашеский путь, то для него брахмачарья означала пожизненное воздержание с применением сублимационных техник. Кажется, какое отношение все это имеет к состоянию зрения? Однако врачи и йоги подчеркивают безусловную связь целомудрия с незамутненным видением не только на духовном, но и на физическом уровне. Мораль скучна, но если понимать суть энергетических процессов, все становится на свои места. Импотенция и аменорея – показатели сильной растраты сексуальной энергии, которая происходит не только при реальных физических отношениях, но и при сексуальных фантазиях и любых формах выражения вожделения, среди которых самой явной и сильной оказывается взгляд. Именно теперь нам ясно, почему «посмотреть с вожделением» приравнивается к «согрешить»: при направленном желании, явленном во взгляде, происходит подчас не менее сильная отдача энергии, нежели при телесном контакте. Энергия человека невоздержанного, «раздевающего взглядом» каждую встречную женщину, непрерывно утекает, отчего слабеют сами глаза.

 

Нияма – обращение взора на себя

Шауча – методы очищения глаз

Сантоша – на что «закрывать глаза»

Сантоша означает удовлетворенность тем, что имеется, довольство малым. Это совершенно необходимое качество в практике йоги. Как подмечает Свами Дхармананда, постоянные переживания современного человека из-за того, что он «не так хорош, как хотелось бы», – источник всех проблем. Только способность принять самого себя таким, какой ты есть, становится отправной точкой духовного развития. Точно так же удовлетворенность тем зрением, которое есть, оказывается началом его исправления.

Тапас – разжигание «огненного» взора

Тапас переводится как «жар», но с древнейших времен обозначает подвижничество, которое приводит к разжиганию внутреннего огня. Подвижники использовали внешние формы аскетизма, посвящая его Господу, таким образом им удавалось перевести выработанную физическую силу в более тонкую, духовную энергию, которая буквально ощущается как жар в теле и хорошо заметна в необыкновенно сияющих глазах йога. Однако тапас в его исходном смысле не утратил своего значения, ибо возникают обстоятельства, которые нужно просто перетерпеть. Так, доктор Бейтс утверждает, что столь распространенная боязнь испортить зрение вблизи источников ослепительного света либо при тусклом освещении, либо разбирая чересчур мелкий шрифт и т. п., необоснованна. Наоборот, существует реальная необходимость тренировать глаза в экстремальных условиях, разумеется, в разумных пределах. Когда глаза используются правильно, что предполагает прежде всего их расслабление и центрацию, созерцание в трудных условиях приносит несомненную пользу. Дело в том, что в подобных обстоятельствах требуется еще больше расслабить глаза, от чего их состояние улучшается.

Свадхьяя – самосозерцание Самости

Подлинный тапас наступает тогда, когда «наблюдатель» устраняется и устанавливается чистое «наблюдение». Это загадочное утверждение йогов находится в полном соответствии с требованием расслабления, но нуждается в более подробном объяснении того, как устроено «видение» во Вселенной. В индуизме считается, что есть только один Видящий, познание которого и называется свадхьяя.


Всем нам хорошо известно, что не глаза видят, а человек видит с помощью глаз. Индийская философия идет в направлении поисков субъекта видения еще дальше: не люди видят, но Господь посредством людей. В Бхагавадгите есть описание Господа в его истинном облике, явленное Арджуне после долгих настойчивых просьб, где в изумлении он восклицает: «Миллионами глаз Он смотрел!» И замечание Бейтса о том, что плохое зрение – результат ненормального состояния разума, находится в полном соответствии с индийской философией. Господь всевидящ, и только если вашими глазами смотрит сам Бог, зрение совершенно, а пока вы пытаетесь смотреть сами, у вас ничего не выходит.

 

Ишвара пранидхана – лицезрение Бога

Ишвара пранидхана означает полное предание себя Господу, и в индуистской традиции акту самоотречения предшествует «даршан» – непосредственное видение Бога. Для того чтобы видеть Бога с открытыми глазами, недостаточно иметь обычные здоровые глаза, поэтому йога для глаз нужна не только ради восстановления зрения, но и при стремлении к духовному развитию. Кошки прекрасно видят даже в полной темноте – и что с того? Продолжают неплохо ловить мышей... Вот почему, хотя большая часть книги будет посвящена упражнениям для глаз, предназначенным для улучшения зрения, не следует упускать из виду их глубинный смысл: человек должен не просто видить, человек должен видеть Бога!

Соблюдение Ямы и Ниямы помогут вам не только сохранить энергию в глазах, но и накопить энергию для восстановления зрения. И если заглянуть еще глубже, то прилагая усилия, вы способны развить внутреннее видение, которое как пишет Натхини Шанти: «Главная цель йоги состоит в том, чтобы изгладить из сознания игру воображения и достичь созерцания истинной реальности. Тогда перед внутренним взором не останется ничего, кроме ослепительного сияния, в котором растворяются границы предметов и все сливается в единство, называемое Господом. Выходя из переживания этого состояния, человек в состоянии управлять своим воображением, поражая окружающих властью над миром».

На энергетическом уровне: как говорилось выше, соблюдение нравственно-этических законов сохраняет энергию, очищает энергию и заряжает более тонкими качествами ясного взора. Чтобы наполнить глаза энергией, необходим свет, покой и расслабление. Как это работает и что для этого нужно приведено в презентации « Йога для глаз»: соляризация, оладонивание (пальминг), дыхательные упражнения, тратака, йога-нидра, шавасана.

На физическом уровне: существуют разнообразные инструменты для восстановления и сохранения зрения, такие как упражнения, непосредственно, для глаз, асаны в хатха-йоге, которые влияют на зрение, в особенности перевернутые, массаж глаз, промывание водой и многие другие манипуляции с глазами, такие как чтение перевернутого текста, мелкого шрифта и др. Со многими упражнениями вы можете познакомиться в презентации «Йога для глаз».  

Аксиомы глаз

1. Всё, что полезно для тела, полезно и глазам.

2. Упражнения для тела благотворно действуют и на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений — им необходимы ещё и свои собственные.

3. Упражнения для глаз оказывают своё полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически ежедневно и по несколько раз в течение дня. На восстановление здоровья, в том числе и здоровья глаз, нужно много времени, но кто хочет быть здоровым, тот находит врем я.

4. Усталость глаз — одно из выражений общей усталости тела. Глаза, как и всякий орган, нуждаются в отдыхе: сама способность глаз к работе предполагает их отдых, а отдых для них — это расслабление психики, упражнения и сон. Глаза самовосстанавливаемы и самоисцелимы.

5. В основе всех нарушений зрения лежит напряжение и перенапряжение психики.
Идеальное зрение приобретается только расслаблением. Сделайте расслабление, ровное и радостное настроение стилем и нормой своей жизни, если хотите вернуть себе здоровое зрение.

6. Солнечный свет и видение чёрного поля закрытыми глазами — два могучих рычага в восстановлении и поддержании здорового зрения.

7. Очки — выражение бессилия и беспомощности официальной офтальмологии. Они залог дальнейшего ухудшения вашего зрения. Поэтому если хотите снять очки, то снимите их. Помните, что вся разница между костылями и очками в том, что костыли уже больше не могут испортить походку, тогда как очки портят зрение непрестанно и неотвратимо.

8. Глаза — это не просто орган зрения и не только «зеркало души», но также орудие, с помощью которого мы можем управлять своим настроением, это тонкий регулятор душевного состояния. Контроль над своим взглядом — это контроль над своей психикой. Поэтому, управляя собственным взглядом, можно управлять не только собой, но и другими людьми.

9. Красота глаз — это не следствие подкрашивания и наведения теней, но выражение душевной красоты и духовного богатства личности.

Строение глаза.

строение глазаПлотная белочная оболочка (склера), покрывающая глаз снаружи, защищает его от механических и химических повреждений, от проникновения посторонних частиц и микроорганизмов. В передней части глаза оболочка эта переходит в прозрачную роговицу, которая, подобно застеклённому окну, свободно пропускает лучи света. Средняя — сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, которые снабжают глазное яблоко кровью. На внутренней поверхности этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество — чёрный пигмент, который поглощает световые лучи. В передней части глаза, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную, которая может иметь различный цвет — от светло-голубого до чёрного. Он определяется количеством и составом содержащегося в этой оболочке пигмента. Роговица и радужная оболочка не прилегают друг к другу плотно. Между ними находится пространство, заполненное совершенно прозрачной жидкостью.

Роговица и прозрачная жидкость пропускают световые лучи, которые попадают внутрь глазного яблока через зрачок — отверстие, расположенное в середине радужной оболочки. Стоит попасть внутрь глаза лучам яркого света, как происходит рефлекторное сужение отверстия зрачка. При слабом же освещении зрачок, наоборот, расширяется. Непосредственно за зрачком находится прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы и окружённый кольцевой, или, по-иному, цилиарной мышцей.

Пройдя сквозь хрусталик, а затем через прозрачное, словно чистейший хрусталь, стекловидное тело, которое заполняет собой всю внутреннюю часть глазного яблока, лучи света попадают на внутреннюю, очень тонкую оболочку глаза — сетчатку. Сетчатка, несмотря на то, что она крайне тонка, имеет чрезвычайно сложное строение. Она состоит из восьми слоёв, из которых, как считается, только один связан с восприятием зрительных образов. Этот слой состоит из мельчайших палочкообразных и колбочкообразных клеток, отличающихся друг от друга формой и весьма неравномерно распределённых по сетчатке. Эти световоспринимающие клетки называются зрительными рецепторами.

Палочки раздражаются слабым сумеречным светом, но не обладают способностью воспринимать цвет. Колбочки раздражаются только ярким светом и способны воспринимать цвета. Возникающие в рецепторах возбуждения передаются по центростремительным нейронам, отростки которых в определённом участке сетчатки собираются в зрительный нерв. Он проходит через все оболочки глазного яблока, выходит из него и направляется к головному мозгу. В том месте, где зрительный нерв выходит из сетчатки, в ней нет световоспринимающих клеток. Изображения предметов, возникающие на этом участке, не воспринимаются нами. Поэтому он и получил название слепое пятно.

В середине сетчатки, прямо напротив зрачка, находится маленькое круглое возвышение — так называемое жёлтое пятно, представляющее собой скопление колбочек. Оттого наиболее ясно мы видим те предметы, которые находятся прямо против зрачка. Способность жёлтого пятна давать мозгу детальную информацию о рассматриваемом предмете связана с очень высокой концентрацией здесь световоспринимающих элементов, а также ещё и с тем, что каждая колбочка соединена со своим собственным индивидуальным нейроном. Палочки такого индивидуального нейрона не имеют и вынуждены группироваться целыми скоплениями вокруг одной-единственной клетки.

Колбочки есть не только в жёлтом пятне, но и в остальных участках центральной части зрительного поля, только здесь концентрация их значительно ниже. А на периферии колбочек нет вовсе. Там имеются только палочки — световоспринимающие элементы более высокой чувствительности. Так как несколько палочек посылают свою информацию в одну и ту же нервную клетку, то в сумерки очень слабо возбуждённые палочки общими усилиями могут возбудить свой нейрон и глаз все-таки что-то увидит, тогда как колбочки, которые адресуются лишь к своей собственной нервной клетке, в этом случае бессильны. Именно незначительной задействованностью колбочек при сумеречном свете объясняется то явление, что для человеческого глаза ночью все кошки серы.

Таким образом, к помощи палочек мы прибегаем лишь в сумерках, когда колбочки становятся просто помехой. Мы могли бы видеть ночью гораздо лучше, если бы не привычка фокусировать изображение на жёлтом пятне — так называемая центральная фиксация. Поэтому ночью мы гораздо лучше видим предметы, изображение которых оказывается на боковых участках сетчатки, а это происходит, когда мы не смотрим прямо на предмет, который хотим увидеть.

Зрительные рецепторы

Палочки – фоторецепторы глаза, отвечающие за световосприятие и сумеречное зрение.

Колбочки – фоторецепторы глаза, отвечающие за цветовосприятие.

Мышцы глаза

мышцы глаза1. Мышца, поднимающая верхнее веко;

2. Верхняя косая мышца;

3. Верхняя прямая мышца;

4. Наружная прямая мышца;

5. Внутренняя прямая мышца;

6. Зрительный нерв;

7. Нижняя прямая мышца;

8. Нижняя косая мышца.

К глазу подходят 4 двигательные мышцы, которые в науке называются прямыми мышцами: одна пара (рис. 4 и 5) поворачивает глаз вправо-влево и другая пара (рис. 3 и 7) позволяют нашему глазу смотреть вверх или вниз и ещё 2 особых мышцы (рис. 2 и 8), называемые косые мышцы, которые в случае необходимости сжимают наш глаз, вытягивая его вперёд. А ещё прямые мышцы держат наш глаз в глазнице, придавая ему правильную форму шарика.

Работа глаза

работа глазаРабота глаза подобна фотоаппарату. Хрусталик глаза является лишь его линзой, а всю работу по аккомодации — способность глаза адаптироваться к чёткому видению предметов, находящихся на различном расстоянии — берёт на себя именно форма нашего глаза. Когда нужно разглядеть предмет вблизи, косые мышцы сжимают наш глаз в поперечнике (аналогично выезжающему из фотоаппарата объективу), вытягивая его вперёд. Фокус при этом перемещается назад, т.к. хрусталик начинает преломлять лучи от предмета больше, и мы можем без проблем принимать изображение близкого предмета точно на сетчатку. Когда же мы смотрим вдаль (для глаза всё, что находится дальше 6 м воспринимается одинаково как бесконечность), вытягивать глаз огурчиком нет необходимости, за счёт внутриглазного давления при расслабленных косых мышцах он легко принимает свою обычную форму шара и попавшее в него изображение формируется в точности на его сетчатке. Так работает и функционирует нормальный глаз.

Нарушение зрения

близорукость

При близорукости у человека напряжены косые мышцы глаз и ослаблены прямые. Глаз вытянут вперёд «огурчиком», хорошо видит вблизи, но не видит вдаль. Фокус глаза находится внутри глаза.

! Необходимо расслабить косые мышцы глаза и натренировать прямые.

При дальнозоркости у человека напряжены прямые мышцы глаза и ослаблены косые. Глаз имеет форму шара, хорошо видит вдаль, но не может вытянуться «огурчиком», чтобы увидеть вблизи. Фокус глаза находится на сетчатке глаза.

! Необходимо расслабить прямые мышцы глаза и натренировать косые.

дальнозоркостьПри косоглазии у человека напряжены одна или две прямые мышцы глаза и ослаблены противоположные. Глаз косит в сторону напряжённых мышц.

! Необходимо расслабить напряжённые мышцы глаза и натренировать ослабленные.

При астигматизме у человека по-разному напряжены некоторые мышцы глаза. Глаз искажён, не имеет формы шара и не имеет осевой симметрии. Изображение в глазу искажено.

! Необходимо расслабить напряжённые мышцы глаза.

Принципы, лежащие в основе лечения

 

Целью всех методов, которые используются при лечении плохого зрения без помощи очков, является прежде всего достижения покоя и расслабления психики и только затем уже глаз. Расслабление даст отличное зрение глазам, а тренировка ослабленных мышц позволит нашим глазам прекрасно видеть на любом расстоянии.

Чтобы помочь глазам необходимо заботиться о питании, кровообращении, мышечном тонусе и ровном расположении духа.

Доктор Бейт доказал, что очки калечат наши глаза. Очки обездвиживают глаза и не дают нормально работать глазодвигательным мышцам.

Очки — это оптические костыли, прописанные врачами навсегда.

Глаза — это участки мозга, выведенные наружу и поэтому трудно быстро восстановить зрение не улучшая состояния здоровья всего организма.

Соляризация

«Чакша Девата» — солнце именуется богом глаз.

Лечение солнцем — величайший целитель всех частей тела и в особенности глаз, которые созданы, чтобы воспринимать и использовать свет.

Начинайте свой день с подставления закрытых глаз солнцу. Приучайте к яркому свету солнца, позволяя его лучам падать на ваши закрытые глаза. Когда вы привыкните к яркому свету, поднимайте верхнее веко одного глаза и смотрите вниз так, чтобы солнце светило на склеру. Лучше смотреть открытыми глазами на солнце во время его заката или восходе. Моргайте, если появится такое желание.

Оладонивание

оладониваниеОладонивание — погружение в черноту, цель — увидеть совершенно чёрное поле. Степень черноты, которой вам удаётся добиться, показывает глубину достигнутого вами расслабления.

Исходное положение: сядьте в удобную позу; выпрямите пальцы левой руки и положите её ладонью на закрытый левый глаз. Локоть несколько отведён влево, пальцы руки лежат на лбу и повёрнуты немного вправо. Положите теперь правую руку мизинцем поперёк основания четырёх вытянутых пальцев левой руки. Руки при этом образуют нечто похожее на перевёрнутую латинскую букву "V". Ладони рук в результате оказываются сложенными крест-накрест таким образом, что суставы первых фаланг мизинцев получаются наложены друг на друга. Следите за тем, чтобы руки не касались закрытых век и не оказывали какого-либо давления на глазные яблоки, которое вызвало бы напряжение глаз. Для этого ладони должны быть сложены чашеобразно.

Чтобы проверить, не давят ли ладони на глаза, несколько раз откройте и закройте глаза под ладонями. Это должно получиться свободно, без каких-либо помех. Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно, соответственно, располагаться там, где на переносице обычно располагается очковая дужка. Впадины ладоней при этом сами собой расположатся точно над глазами.

Следите за тем, чтобы эта дужка села на твёрдую часть переносицы, а не на хрящевую, чтобы не мешать дыханию, ведь поступление кислорода, как вам известно, играет важную роль в улучшении зрения.

 

Читать далее: Йога для глаз, часть 2

источник oum.ru

Статья написана на основе и с обильным цитированием книги Марии Николаевой "Йога прозрения"


Советуем посмотреть

Как достичь самадхи. Часть 2.

Обнаружение мысли как чего-то отдельного от «себя» ведет к разотождествлению с наполнением ума (умом) — мыслями. Многим сложно ухватить эту идею, особенно если интеллект не является преобладающим, но действительно, наш ум — вовсе на «наш», а просто ум; «Я» (как свидетель всего в вашей жизни) и ум — это разные инструменты, которыми вполне можно и пользоваться раздельно. Ум — это синоним мысли, ум не отличен от мыслей, и если мысль прекращается — ум тоже, вместе с ней. Возникает состояние не-ума («Читта Вритти Ниродха»), которое наблюдается Наблюдателем (разумом), который еще называют Сакши («Свидетель»), или наблюдателем*.

Шри Раджниш (ОШО) (1931-1990)

Чандра Мохан Раджниш (декабрь 1931 — 19 января 1990) — известный индийский религиозный деятель, основатель мистического учения, с начала семидесятых более известен как Бхагва Шри Раджниш и позднее как Ошо или Равшан. Проповедовал собственное учение, декларировавшее своей целью свободную и счастливую жизнь человека, борьбу с предрассудками, ложными ценностями общества, бюрократическим государством, бюрократизированной церковной верой (клерикализм), бездуховностью семейного уклада и прочим. Разработал множество новых систем медитации, связанных с музыкой, движением, дыханием. Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен книг (записи бесед ОШО на DVD здесь ). Основатель системы ашрамов во многих странах. Во время пребывания в США основал город Раджнишпурам.

История Сарахапада Махасиддха

Те, кто считает, что всё реально - тупы, как коровы. Те, кто считает, что всё нереально - ещё тупее

10 ПРИЧИН, ПОЧЕМУ НЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ЧАКРЫ

С энергетической точки зрения раскрытие чакры - это создание потока энергии между этой и нижерасположенной чакрой. Чем больше развита чакра, тем больший поток энергии она принимает.
Существует ряд причин по которым чакры могут не раскрываться.