Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Йога для начинающих

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Вопросы > Йога для начинающих

Йога для начинающих

Вы хотите заниматься йогой, но у Вас практически ничего не получается? Это типичная ситуация. Дочитайте эту статью до конца, и Вы поймете, что Вам в каком-то смысле повезло. Это не шутка, дело заключается в следующем.

Современный человек с западным складом мышления привык к любому делу подходить по такому алгоритму. Сперва мы прикладываем усилия для того, чтобы изучить предмет и стать специалистом в какой-то области, только затем этот предмет начинает приносить нам ту или иную пользу. Как ни удивительно, но с йогой ситуация практически обратная. Практически любой человек, ну если он не страдает какими-то действительно серьезными патологиями, может получать эффективную пользу от выполнения асан йоги с самого первого занятия, независимо от того, насколько далеко то положение тела, которое ему удастся принять от идеального. 

 

 

Возьмем, например, Пасчимоттанасану  - наклон вперед из положения сидя. Идеальное положение - руками держимся за ступни ног, спина прямая, голова лежит на ногах за коленями. А у вас не получается не только дотянуться до ступней, но вообще наклониться вперед  - корпус ваш составляет с ногами практически прямой угол из-за недостаточной гибкости и довольно объемного живота (если угол составляет более 90 градусов, т.е. вы не можете принять даже вертикального положения, то Вам имеет смысл начать с Падахастасаны - наклона вперед из положения стоя).

Что в такой ситуации делает типичный новичок? Вариантов несколько. Он либо заключает, что йога - это не для него, и возвращается к своему обычному образу жизни, в результате которого живот еще больше увеличивается, а гибкость уменьшается. Либо стиснув зубы и взяв волю в кулак изо всех сил пытается приблизиться хоть сколько-нибудь к "правильному" положению, при этом он, разумеется, напрягает как мышцы, так и сознание, а, следовательно, то чем он занимается, йогой не является. 

А следует делать следующее:

  1. Принять позу так, как она у вас получается на настоящий момент времени. При этом очень важно понять механику (структуру) асаны и не пытаться компенсировать недостаточную гибкость в одной части тела, за счет другой. В случае пасчимоттанасаны - она должна выполняться за счет тазобедренного сустава, при этом должны растягиваться ягодичные мышцы и мышцы задней поверхности бедра - вот за этим мы должны следить. А спина должна оставаться прямой. Пытаться увеличить наклон за счет сгибания спины - ошибка. Точно так же сгибать ноги в коленях, пытаяь дотянуться до стоп - тоже будет неправильно. То есть мы принимаем то положение, которое получается, но при этом сохраняем структуру асаны - ноги прямые, спина прямая, корпус наклонен на столько, на сколько получается. Прямые ноги, прямая спина - это ключи пасчимоттанасаны. 

    Советуем использовать простые пропсы (ремни, кирпичи, болстеры). В пасчимоттанасане будет очень удобно перекинуть ремень через стопы и взяться за концы ремня руками. 

    Основной принцип йоги для начинающих: Освоить асану - это не значит научиться выполнять ее в точности, как на картинке! Освоить асану - это значит понять ее ключи и найти оптимальную для себя конфигурацию, сохраняющую эти ключи и доступную для вашей сегодняшней физической формы.


  2. Расслабить все мышцы, которые не участвуют в поддержании формы асаны. За этим надо специально следить. Хороший индикатор - мышцы брюшного пресса и лицевые мышцы. Научитесь постоянно отслеживать, расслаблены ли они. 

    Умение расслаблять физическое тело - одно из самых важных умений в йоге для новичков. Тому как выработать это умение мы будем говорить отдельно и подробно, здесь лишь советуем уделить особое внимание Шавасане и Йога Нидре
  3. Отключить сознание. Это ключевой момент. Собственно, если вы намереваетесь заниматься йогой в первоночальном смысле этого слова, а не фитнесом, то цель ваших усилий - именно работа с сознанием. Тело - лишь наиболее привычный для нас инструмент, который позволяет на сознание влиять. Еще раз подчеркну - это цель всех ваших занятий. Вообще говоря, асаной может быть любое положени тела, если выполнены два последних условия - расслаблены мышцы и сознание. И наоборот, какие бы чудеса гибкости вы не демонстрировали, если ум блуждает, пережевывет бытовые вопросы, предвкушает ужин... - это не йога. 

Все! Для вас началась самая настоящая йога, никакая не подготовка и не обучение - йога, как она есть! Если вы будете заниматься регулярно, а мы советуем заниматься йогой ежедневно с одним, максимум двумя днями отдыха - вы увидите, как ваше тело само постепенно "втекает"  в ту асану, которая нарисована на картинке, но это не важно, поскольку йога работает одинаково как для новичка (если он выполняет три перечисленных условия), так и для опытного практика.

Более того! Когда ваше тело будет свободно принимать конечное положение, асана для вас станет менее эффективной и вам придется переходить к ее более сложным вариациям! 

Вот собственно и все. Выберите себе несложный комплекс (очень советую начать с комплексов Виктора Бойко - вы с успехом можете заниматься по ним 2-3 года), разберитесь в структуре каждой асаны (см. пункт 1.) и полный вперед!

Как же быть с более высокими ступенями классической восьмиступенчатой йоги Патанджали, правда ли что переходить к ним имеет смысл лишь после полного осовения Асаны? Спешим порадовать нетерпеливого новичка. Йога Нидра, которую можно практиковать с первого дня занятий, подведет вас к состояниям трех высших ступеней - дхараны, дхьяны и самадхи. Полное Дыхание Йогов, которое рекомендуется начинать практиковать после года - полутора занятий Асанами, в значительной степени содержит в себе все, что предполагается получить от практики Пранаямы. 

Успехов в практике! 

Автор: Путник

Обсуждаем статью на Йога-Форуме

Перейти в группу Вконтакте


Советуем посмотреть

Необычные способности

Во всех предыдущих главах так или иначе были вкратце затронуты различные практические аспекты восьмиступенной Раджа‑йоги Патанджали. Осталась одна, хотя и побочная, но достаточно фундаментальная тема, о которой до сих пор не говорилось впрямую. Это тема паранормальных способностей, «вибхути» или «сиддхи», с которыми так или иначе приходится сталкиваться тем, кто посвятил себя йоге всерьёз и надолго. Выводы, которые автор предлагает в этой главе, могут показаться рискованными, однако они сделаны с неизбежностью, поскольку к этому привёл многолетний личный опыт, изучение всей доступной литературы, а также множество встреч с энтузиастами йоги и длительное знакомство с их практикой, жизнью и судьбой.

Предлагаемые гипотезы — лишь попытка объяснить то, что имеет место в действительности. Это не окончательная истина, снисходительно сброшенная смертным с барского плеча махатмами Шамбалы или навеянная ожившими духами запорожских казаков, но попытка суммирования множественных проявлений маловероятных и, следовательно, необычайных событий, которые с какого‑то момента неизбежно проявляются в жизни тех, у кого йога стала неотъемлемой её частью, не укладываясь в какие‑либо рамки обыденных представлений.

Я отдаю себе отчёт в том, что всё так или иначе затрагиваемое в данной главе, относится к разряду фактов, существовавших задолго до моего рождения и двадцатого века как такового. Поэтому заглянуть за горизонт обыденности можно лишь опираясь на личный опыт, а также запредельное в жизни и судьбе тех, кто жил до нас. И, само собой, главенствующие позиции в таком списке занимают учителя йоги и великие мистики всех времён и народов, от Патанджали и Мейстера Экхарта до Сатьянанды и дона Хуана Матуса.

Эта глава предоставляет читателю всё, что до сегодняшнего дня мне удалось осмыслить в рамках данной темы, и в который раз повторяю: «Не стреляйте в пианиста...»

Итак, сиддхи, или необычные способности восприятия и действия. Вачаспати Мишра, представитель третьего поколения исследователей «Сутры» Патанджали, комментирует своего предшественника Вьясу следующим образом: «Самьяма есть совокупность методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение. Эти три суть средства реализации паранормальных способностей»  («К.Й.», с.231, комм.61). 

Мясо и аюрведа

В самых ранних текстах по Ᾱюрведе используются рецепты и лекарства, на основе мяса, причём как что-то само собой разумеющееся. Например, когда автор Чарака Самхиты описывает образ жизни во время осени, он приводит целый список видов мяса, которые благоприятны (здоровью) в данное время:

Мясо перепела обыкновенного, серой куропатки, антилопы, овцы, серау, оленя, зайца; рис, а также ячмень и пшеница – могут быть использованы в этот сезон (осенью) (Ча Су.6.43).

Фенхель

На санскрите фенхель называется «мадхурика», что значит «дарующий сладость». Фенхель имеет пряный, сладковатый аромат, напоминающий запах аниса, и обладает охлаждающим и освежающим действием. Фенхель питает плазму, кровь, мышцы, костный мозг, благоприятно воздействует на пищеварительную, нервную, мочеполовую системы, помогает при лечении почечных и, особенно, почечнокаменных болезней. Фенхель усиливает огонь пищеварения, не увеличивая содержание желчи.

Комплексы Б.К.С. Айенгара - йога для начинающих

Я разделяю асаны на три группы: начальный, средний и продвинутый курсы. Я группирую их в порядке, удобном для выполнения, с примерным учетом времени, которое может потребоваться для освоения всех этих трех курсов. Особенности йоги по методу Айенгара:  статичная практика асан, симметрия. Длительное пребывание тонкая и глубокая работа в позе,  постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным, использование разнообразных вспомогательных пропсов, которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве и создать опору.