Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

«Ха»-дыхание стоя

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > «Ха»-дыхание стоя

Информация:

эффект от практики данного дыхания напрямую зависит как от правиль­ности его физического выполнения, так и от правильного ментально-образного представления.

Назначение:

Используется для очищения эфирного, астрального, ментального и физического тел от психических ядов.

Противопоказания:

отсутствуют.

Исходное положение:

Стоя лицом на север (женщинам - на юг), ноги шире плеч, стопы параллельны, ру­ки вдоль туловища, тело расслаблено.

Правила выполнения:

  • С полным вдохом поднять расслабленные прямые руки ладонями вниз (женщинам - ладонями вверх) через перед над головой.
  • На короткой задержке дыхания после вдоха развернуть ладони друг к другу, тело чуть прогнуть в спине назад, голову запрокинуть вверх и широко раскрыть рот.
  • В конце задержки бросить расслабленное туловище вниз, самопроизвольно должен произойти выдох со звуком «Ха».
  • В согнутом, расслабленном положении выполнить непродолжительную задержку ды­хания после выдоха.
  • С полным вдохом выпрямиться, поднимая руки через перед над головой ладонями вниз (женщинам - ладонями вверх).
  • С полным выдохом плавно опустить руки через стороны ладонями вверх (женщинам - ладонями вниз), принять И.П.
  • Выполнять не менее 4-х раз.
  • Упражнение обладает сильным очистительным эффектом, снимает психическое напря­жение при потрясениях и стрессе.

 

 

Усложнённый вариант выполнения упражнения.

Отсутствует.

Полная форма выполнения.

Смотри тонкости выполнения упражнения и работу с сознанием.

Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

  • Для сохранения равновесия при резком наклоне туловища вниз необходимо от­вести таз назад, колени упруго согнуть, руки пропустить между ног назад.
  • Выдох «Ха» - пассивный, т.е. осуществляется не за счёт резкого сокращения мышц брюшного пресса и диафрагмы, а за счёт давления, оказываемого бёдрами на низ живота и грудной клетки при сгибании туловища вперёд.
  • Вдохи и выдохи (кроме выдоха «Ха») равны, задержки необходимой длительности.
  • Можно выполнять вне комплекса. При необходимости повторять до ощущения снятия напряжения и стресса.

Концентрация внимания при выполнении упражнения:

  • На правилах выполнения пранаямы.
  • На внутренних ощущениях.
  • В момент первого подъёма рук над головой сознание направить в ОГчТГ (область гипофиза4 через «третий глаз»).
  • На задержке дыхания после вдоха мысленно собрать все психические яды и ток­сины (все мешающее вам обиды, эмоции и т.д.) из организма в объём воздуха, который покинет лёгкие при пассивном выдохе «Ха».
  • После выдоха «Ха», на небольшой задержке дыхания, отправить все психические яды и токсины в своё место5 или «картину6», затем перевести сознание в область пупа и со вдохом выпрямить туловище, одновременно поднимая руки вверх.
  • Опуская через стороны руки вниз, мысленно собрать из организма все физические яды и токсины (боли, недомогания, неприятные ощущения и т.д.) и отправить в своё место или «картину».

Физический эффект:

Физиологический эффект:

  • Очищает органы дыхания.
  • Улучшает кровообращение.

Психический эффект:

  • Освобождает от чувства подавленности и омерзения.
  • Избавляет от тяжелых впечатлений.
  • Увеличивает возможность противостоять внешним влияниям.
  • Сохраняет душевное равновесие.
  • Очищает от психических ядов и токсинов.
  • Быстро снимает психический стресс и улучшает настроение.

Терапевтический эффект:

Излечивает постоянно мерзнущих людей.

Выполнение упражнения для совершенствования.

  • Прокачка.
  • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
  • Работа с мудрами и стихиями.
  • Получение состояния и работа с ним.

Вопросы для самоконтроля:

Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:

  • Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
  • Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
  • Опишите выход из асаны.
  • Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол­нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
  • Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре­дотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
  • Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?

Вопросы для размышления:

  • Для чего используется «Ха»-дыхание стоя?
  • От чего зависит эффективность практики этой пранаямы?
  • Какую цель мы преследуем, когда при первом вдохе концентрируем внимание (соз­нание, энергию) на области гипофиза через «третий глаз» (ОГчОТГ)?
  • Зачем нужна короткая задержка после вдоха, перед броском тела вниз?
  • Как вы понимаете, что такое психические яды и токсины?
  • Что означает понятие «яды»?
  • Что означает понятие «токсины»?
  • Зачем нужна короткая задержка после выдоха, после броска?
  • Как вы понимаете, что такое физические яды и токсины?
  • Почему при первом вдохе и подъёме рук мы концентрируем сознание на области ги­пофиза через область третьего глаза (ОГчОТГ), а при втором - в области пупа через солнечное сплетение (ОПчСС)?
  • Почему в первом случае мы выбрасываем психические яды и токсины, а во втором физические, а не наоборот?
  • Почему выдох «Ха» при броске тела вперёд должен быть пассивный, т.е. совершать­ся за счёт сокращения грудной и брюшной полости от касания бёдер, а не активный, совершаемый за счёт дыхательных мышц?
  • Опишите ваше состояние после выполнения «Ха»-дыхания.

_____________________________
4   Гипофиз - железа внутренней секреции, расположенная в турецком седле (углублении на верхней поверхности тела клиновидной кости, ограниченное спереди и сзади костными выступами, расположено в центре черепа). Гипофиз вырабатывает ряд пептидных гормонов, регулирующих функции других желез внутренней секреции.
5   Заранее оговоренное вами место (дерево, пень, свалка отходов и т.п.)
6   Пространство утилизации и сброса ненужных энергий.

Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма


Советуем посмотреть

Свадхистхана-чакра

Слово сва  на санскрите означает «собственный», а слово адхистхана  — «место обитания, жилище». Поэтому сва + адхистхана = свадхистхана  означает «собственное обиталище». Эта чакра считается субстратом, основой индивидуального человеческого бытия. Это объяснимо, если учесть, что эту чакру обычно связывают с бессознательным умом с его хранилищем умственных впечатлений — самскар. Индивидуальное существо берет начало в бессознательном уме. Многие инстинктивные влечения, которые ощущаются на уровне свадхистханы, всплывают из глубин бессознательного ума. Свадхистхана поистине служит основой, местом, из которого большинство людей выражают себя в мире. Она составляет фундамент их жизни.

Утверждают также, что свадхистхана чакра некогда была местом пребывания кундалини, но произошло грехопадение — дальнейшее падение — и кундалини опустилась в муладхара чакру. Поэтому говорят,что именно свадхистхана, а не муладхара, является настоящим основополагающим центром человека. Как таковая, она носит название «собственного обиталища».

Бихарская Школа Йоги

Основателем Бихарской школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешестествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество. Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознаниия своего тела.

Йога для глаз.

Для восстановления зрения недостаточно делать только упражнения для глаз или другие манипуляции на физическом уровне. Как говорит уважаемый мною Алексей Васильевич Трехлебов: «Болезнь нужно лечить на трех уровнях: физическом, энергетическом и умственном».