Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Автор: Пандит Раджмани Тигунайт, 12 июня 2014г.
В северной Индии можно встретить йогинов, приверженцев древнего учения, которых называют йогинами-канпхатами, странствующих садху с проколотыми ушами, которые являются последователями тантрического адепта, известного как Гуру Горакшанатха. В Западной Индии и Пакистане эти садху называются горакнатхами в честь своего учителя. В тибетском и гималайском королевствах они называются сиддхами. Но на какое бы название они не претендовали, садху традиции натха-йоги являются хранителями наиболее аутентичных, традиционных и строгих практик йоги.
Во время поездки в Катманду, Непал, вы можете побывать в храме Гуру Горакшанатха или заглянуть в его пещеру около реки в городе Уджайн, Индия. Если вам повезет, вы сможете увидеть садху, тянущих ноги или скручивающих спины в то время как мастер дает следующие инструкции: «Освободите крестец, расслабьте бедра и ощутите священное пространство области промежности, таза и пупка. Силой пранаямы войдите в дворец, скрытый за пятью священными костями крестца, а силой концентрации окунитесь в сияние, исходящее от лица Трипура-сундари, Богини красоты и счастья. Вот так практика хатха-йоги может открыть дверь к вашей безграничной шакти – кундалини».
Что же такого особенного в этих йогинах? Они имеют непоколебимую веру в универсальную мудрость, которая гласит: «Овладевая одним, ты совершенствуешь все остальное». Они выбирают одну асану и пратикуют ее до тех пор, пока не осваивают полностью, организуя все остальные дисциплины так, чтобы те содействовали их цели. Одна из их самых любимых асан – это бхадрасана, которую они предпочитают называть горакшасаной. Почему? Потому что, согласно легенде, она была открыта основателем их традиции – Гуру Горакшанатха (Горакшанатх в местных индийских наречиях).
Что же такого особенного в горакшасане? Что вы можете обрести, практикуя ее? Как горакшасана может сделать вас здоровее, счастливее, сильнее и энергичнее? Какое воздействие эта поза оказывает на здоровье? Какое влияние эта практика имеет на ум? Как она пробуждает кундалини-шакти? И что общего у сидячей позы, подобной этой, с духовным раскрытием?
Горакшасана особенна потому, что замедляет и, в конечном счете, обращает вспять процесс старения. Это громкое заявление, однако древние манускрипты и йогины, описывающие традиционные практики, подтверждают его. Давайте рассмотрим то, как горакшасана ускоряет процесс выздоровления и омоложения, освобождая нас от болезни и пожилого возраста и, в конце концов, помогая нам жить яркой жизнью.
Согласно йогинам, тело подобно богатому дому, а старость подобна вору. Известно, что воры скрываются в темных и заброшенных местах. Они проникают в дом через черный ход или редко используемое окно. Так же обстоят дела и с этим древним вором, старостью. Она проникает в наше тело через задний ход, муладхара-чакру, чакру области промежности. Старость также может воспользоваться двумя нижними отверстиями – мочеполовыми или выделительными органами, к которым мы обычно относимся с огромной небрежностью. Невежество, грузность, лень, инертность и неопрятность зачастую сопровождают эту область. В результате, старость, болезнь и, в конечном счете, смерть получают выгоду от условий, которые взяли верх в данной области.
Чем мы менее гибки, тем меньший поток пранической энергии протекает по мозгу и спине, а чем инертнее праническая энергия, тем быстрее мы стареем.
Первым признаком и симптомом того, что вор пробрался в наше тело, является неподвижность в крестце и пояснице. Чем менее гибки и более сжаты поясница и крестец, тем менее гибкими и более сжатыми становятся основание мозга и верхний отдел шеи. Чем сильней эта сжатость, тем меньший поток пранической энергии протекает по мозгу и спине, а чем инертнее праническая энергия, тем быстрее мы стареем. Это случается тогда, когда мы замечаем, что поясница сжата, или заблокирована, и как бы заклинена. С энергетической точки зрения, мы чувствуем себя ленивыми и уставшими, а с эмоциональной – обремененными страхом, тревогой и чувством безысходности.
Практикуя горакшасану, мы восстанавливаем природную активность тела, преодолеваем лень и инертность и обновляем и тело, и разум.
Посредством практики горакшасаны, мы можем получить доступ к основанию спины. Оттуда мы можем вытянуть спину вверх и достичь пространства внутри плечей и шеи. Затем, с помощью пранаямы, мы можем разжечь огонь кундалини (жизненной силы) и зарядить энергией все внутреннее пространство тела, начиная от промежности и заканчивая макушкой головы. Таким образом, практикуя горакшасану, мы можем восстановить природную активность тела, преодолеть лень и инертность и обновить и тело, и разум. В конце концов, углубленная практика горакшасаны освободит ум от отрицательных мыслей и низких эмоций, позволяя ему раскрыть психическую и духовную энергию, которая часто дремлет глубоко внутри нас.
Так как горакшасана является продвинутой сидячей позой, вы должны иметь сильную поясницу и гибкие тазобедренные суставы, бедра, колени и лодыжки для того, чтобы практиковать ее безопасным образом. Эта асана также требует исключительный уровень подвижности в крестце и тазобедренных суставах. Разогрейтесь с помощью простых растяжек для того, чтобы вытянуть поясницу, колени и лодыжки, а также увеличить подвижность тазобедренных суставов. Поза бабочки (баддха конасана) – это одна из подготовительных растяжек и начальное положение для горакшасаны.
Сядьте, соединив стопы вместе поближе к тазу. Для того, чтобы раскрыть тазобедренные суставы и вытянуть внутреннюю поверхность бедра, жмите колени вниз. Уделите достаточно времени тому, чтобы усовершенствовать и полностью овладеть позой бабочки, обретя достаточную гибкость, чтобы бедра и лодыжки могли спокойно лежать на полу. В конце концов, вы сможете придвинуть стопы еще ближе к тазу. Убедитесь, что пятки и пальцы ног плотно прижаты друг к другу. Затем поместите руки на полу позади таза и приподнимите таз, оставляя стопы на полу (рис. 2). Покачайтесь туда-сюда и наконец передвиньте таз вперед над стопами, стопы и колени остаются на том же месте на полу. В кульминационной стадии этой позы, промежность должна прислониться к лодыжкам.
На данном этапе, все тело покоится на стопах и мышцах внешней поверхности голени, а промежность помещена на пятки. Как только вы комфортно уселись, поместите руки на бедра, пальцы должны смотреть в сторону, и вытяните позвоночник вверх, давя руками на бедра. Выпрямите руки, напрягите локти и толкайте плечи вверх к ушам, вытягивая лопатки и весь плечевой пояс вверх и вперед. Если удержание этой позы не причиняет сильного дискомфорта, расслабьте локти, тяните плечи назад и выверните весь плечевой пояс, в то же время поднимая лопатки вверх и вперед. Это положение позволяет вам работать глубоко внутри плечей, шеи и ключиц. Как только напряжение в тазобедренных суставах, коленях и лодыжках перестало быть приятным, мягко выйдите из горакшасаны и примите удобную сидячую позу. Вытяните ноги и помассируйте любую область, где вы, возможно, чувствуете легкий дискомфорт.
Мастера тантра-йоги используют бандхи (замки), задержку дыхания и повторение мантр для того, чтобы довести горакшасану до финальной стадии. Этот уровень практики возможен только тогда, когда вы способны спокойно сидеть на пятках, в то время как ступни располагаются настолько глубоко под тазом, что вы можете сидеть с прямой спиной. Вдобавок, к этому времени вы должны овладеть бандхами, пранаямой и задержкой дыхания. Чтобы выполнить данный вариант, поместите ладони на бедра ближе к коленям, вытяните все туловище вверх и напрягите локти. Затем сделайте полный выдох и одновременно выполните все три бандхи: мула-бандху (корневой замок), уддияна-бандху (брюшной замок) и джаландхара-бандху (шейный замок). Задержите дыхание, закройте глаза, направьте внимание к области пупка и представляйте огонь в области солнечного сплетения. Если вы регулярно практиковали задержку дыхания и можете не дышать более 30 секунд, тогда во время визуализации огня в области пупка, мысленно слушайте звук рам, рам, рам – биджа-мантру священного огня.
Горакшасана – одна из наиболее выдающихся среди всех других поз, которая дает возможность разуму и дыханию проникнуть в пространство внутри священных костей крестца. По этой причине, йогины называют ее бхадрасана – священная или благодатная поза. В продвинутых тантрических практиках, мастера требуют, чтобы ученики практиковали эту позу до того, как перейдут к выполнению более эзотерических практик тантры. Горакшасана – это дверь в пространство, скрытое глубоко внутри таза, где, согласно тантра- и кундалини-йоге, находится муладхара-чакра. Эта чакра, если здорова и находится в равновесии, дает и телу, и разуму стабильность. Если же муладхара-чакра вышла из равновесия, она становится источником различных ментальных нарушений: страх, тревога, сомнение и чувство незащищенности. Вот почему тантрический гуру и основатель традиции натха-йоги Горакшанатха практиковал данную позу настолько скрупулезно, дав своим последователям полное право назвать эту асану в его честь.
Статья переведена для Энциклопедии Йоги с английского языка Натальей Фроловой .
Перепечатка статьи возможно только при условии активной ссылки на сайт all-yoga.ru
Источник на английском
Урдхваикапада вришчикасана является хорошим тренировочным элементом для подготовки к освоению самой вришчикасаны – позы скорпиона. Качественная и глубокая проработка данной асаны помогает укрепить мышцы рук, спины и груди, что является хорошим фундаментом для отстройки любых стоек на руках. Благотворный эффект урдхваикапада вришчикасаны также заключается в оптимизации функционирования органов грудной клетки, брюшной полости, щитовидной железы. За счет раскрытия грудной клетки и прогиба в пояснице идет проработка всех отделов позвоночника
Хатха Йога зародилась в Индии, поэтому названия позам йоги изначально даны на санскрите - древнем индийском языке. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно дается запоминание этих непривычных для русского уха названий. Поэтому инструктора в группах начального уровня часто называют асаны на русском языке. Не всегда это бывает точный перевод. Иногда используется вообще не перевод слова, а дается другое понятие. Рано или поздно практикующие сталкиваются с необходимостью запомнить санскритские названия асан. Например, на семинарах индийских или западный учителей йоги звучат названия поз йоги именно на этом древнем языке.
Рациональное питание необходимо не только при интенсивной практике физических упражнений гимнастики йогов, но и для улучшения качества жизни в условиях современного мегаполиса, в котором наш организм подвергается сильному психоэмоциональному воздействию. Речь в статье пойдет о так называемом «регуляторе настроения» гормоне СЕРОТОНИНЕ и его предшественнике аминокислоте ТРИПТОФАНЕ. |