Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Сегодня предметом нашего разговора будет одно из базовых упражнений, которое присутствует во всех видах гимнастики. Мы поговорим о наклоне вперед или как его называют в традиции западной физкультуры и спорта – складка. На санскрите это поза называется «пашчимоттанасана». Необходимо сказать, что существуют разные методики для освоения этого упражнения. Я постараюсь описать так называемый «релаксационный» метод выполнения данного упражнения, как наиболее оптимальный с точки зрения травмобезопасности.
Индивидуальная конфигурация этой асаны, может зависеть от формы грудной клетки.
Необходимо обратить внимание на положение ступней. Ступни в классическом варианте «Пашчимоттанасаны» должны быть:
Выполняя эту позу, следует дождаться, когда тело полностью расслабится и туловище как бы само «потечёт» вперёд и вниз. При этом желательно сознательно расслаблять задние поверхности ног. Не следует пытаться «через силу» дотянуть себя в наклон, преодолевая сопротивление напряженных мышц.
Как только вы приняли исходное положение (сели на пол и вытянули ноги вперёд) ваше туловище и спина должны составлять прямой угол. Уже в этом положении у многих сильно напрягаются мышцы задней поверхности ног. В таком случае нет смысла пытаться наклоняться ниже, пока в ногах сохраняется это ощущение. При попытках наклониться глубже, напряжение ещё больше возрастёт, и вы рискуете получить травму. Ваша работа начинается с того, что вы, сидя в исходном положении, сознательно пытаетесь расслабить мышцы задней поверхности ног и спины и плавно складываетесь в тазобедренных суставах до соответствующего вам «предела», по достижении которого, движение прекращается, и вы расслабляетесь. В идеале не должно быть никаких неприятных ощущений в теле.
Следует упомянуть, что допустима так называемая «рабочая боль» в мышцах. Это «тупая» боль, которая по мере удержания асаны имеет тенденцию к ослаблению и полному прекращению. Если же боль нарастает, то это говорит о чрезмерности ваших усилий.
Необходимо оговорить один ключевой момент. При выполнении «пашчимоттанасаны», не следует слишком «вешать» голову, сгибая шею так, чтобы подбородок упирался в грудь. Шейный отдел позвоночника естественным образом продолжает линию грудного без существенного перегиба.
В заключении несколько слов о терапевтическом эффекте «пашчимоттанасаны»:
И как обычно хочу пожелать всем успешной практики и здоровья.
Источник: http://www.zdr.ru/blogs/Belyaev_MD/2013/01/07/16632/?fb_action_ids=480251035344052&fb_action_types=og.likes&fb_source=aggregation&fb_aggregation_id=288381481237582
Во всех предыдущих главах так или иначе были вкратце затронуты различные практические аспекты восьмиступенной Раджа‑йоги Патанджали. Осталась одна, хотя и побочная, но достаточно фундаментальная тема, о которой до сих пор не говорилось впрямую. Это тема паранормальных способностей, «вибхути» или «сиддхи», с которыми так или иначе приходится сталкиваться тем, кто посвятил себя йоге всерьёз и надолго. Выводы, которые автор предлагает в этой главе, могут показаться рискованными, однако они сделаны с неизбежностью, поскольку к этому привёл многолетний личный опыт, изучение всей доступной литературы, а также множество встреч с энтузиастами йоги и длительное знакомство с их практикой, жизнью и судьбой. Предлагаемые гипотезы — лишь попытка объяснить то, что имеет место в действительности. Это не окончательная истина, снисходительно сброшенная смертным с барского плеча махатмами Шамбалы или навеянная ожившими духами запорожских казаков, но попытка суммирования множественных проявлений маловероятных и, следовательно, необычайных событий, которые с какого‑то момента неизбежно проявляются в жизни тех, у кого йога стала неотъемлемой её частью, не укладываясь в какие‑либо рамки обыденных представлений. Я отдаю себе отчёт в том, что всё так или иначе затрагиваемое в данной главе, относится к разряду фактов, существовавших задолго до моего рождения и двадцатого века как такового. Поэтому заглянуть за горизонт обыденности можно лишь опираясь на личный опыт, а также запредельное в жизни и судьбе тех, кто жил до нас. И, само собой, главенствующие позиции в таком списке занимают учителя йоги и великие мистики всех времён и народов, от Патанджали и Мейстера Экхарта до Сатьянанды и дона Хуана Матуса. Эта глава предоставляет читателю всё, что до сегодняшнего дня мне удалось осмыслить в рамках данной темы, и в который раз повторяю: «Не стреляйте в пианиста...» Итак, сиддхи, или необычные способности восприятия и действия. Вачаспати Мишра, представитель третьего поколения исследователей «Сутры» Патанджали, комментирует своего предшественника Вьясу следующим образом: «Самьяма есть совокупность методов работы с сознанием, включающая концентрацию, дхьяну и сосредоточение. Эти три суть средства реализации паранормальных способностей» («К.Й.», с.231, комм.61). |