1

Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Три гуны (силы материальной природы): Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество)

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Литература > Статьи > Три гуны (силы материальной природы): Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество)

три гуныТри гуны (силы материальной природы): Саттва (Благость), Раджас (Страсть), Тамас (Невежество).
(из книги Свами Шивананды "Йога и сила мысли")

1. В сознании есть три гуны, или качества, - саттва, раджас и тамас. 
2. Когда преобладает саттва, человек спокоен и невозмутим.
3. Когда доминирует раджас, человек беспокоен и возбужден.
4. Когда господствует тамас, человек уныл и глуп.
5. Контролируйте тамас с помощью раджаса. Контролируйте раджас с помощью саттвы. Контролируйте саттву с помощью самой саттвы.
6. Знание гун и их проявления крайне необходимо. Только тогда вы сможете освободиться от их власти.
7. Кто поднялся над тремя гунами и сохраняет одинаковое восприятие и душевный покой в наслаждении и страдании, славе и позоре - тот мудрец и совершенный йогин
3 8. Три этих качества пракрити, или материальной природы, вводят человека в заблуждение и привязывают его к сансаре, или мировому процессу.
9. В сущности, гуны - это первичные элементы пракрити. Они составляют основу всей материи.
10. Поднимитесь над тремя гунами; вы достигнете освобождения, совершенства и бессмертия.

ВЛИЯНИЕ САТТВЫ (ГУНЫ БЛАГОСТИ)
11. Когда в человеке усиливается саттва, он праведен; в нем развивается преданность Господу; в нем пробуждается знание.
12. Когда сознание саттвическое, в душе воцаряется покой. Истина отражается в спокойных водах сознания.
13. Саттва увеличивается от общения с мудрецами, изучения религиозных книг, саттвической пищи, повторения имени Бога.
14. Саттва обладает такой характеристикой, как сияние. Это также гармония, добродетельность или чистота.
15. Саттва чиста и прозрачна, как хрусталь.
16. Саттва порабощает человека, привязывая его к счастью и знанию (низшему).
17. Саттва - это золотая клетка. Раджас и тамас - железные клетки.
18. Когда преобладает саттва, человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием.
19. Его сознание отворачивается от чувственных наслаждений. В океане его сознания катятся волны возвышенных, божественных мыслей.
20. Когда доминирует саттва, появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается.

ГОСПОДСТВО РАДЖАСА (ГУНЫ СТРАСТИ)
21. Раджас - это страсть и деятельность.
22. Раджас порождает смятение и неугомонность.
23. Раджас - это источник неукротимых желаний и привязанности. Он опутывает привязанностью к деятельной жизни.
24. Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения, репутации и славы.
25. Раджасический человек постоянно в движении. Он амбициозен. Он всегда деятелен. Он словоохотлив.
26. Он полон стремлений и желаний. Он привязан к действию. Он гонится за чувственными удовольствиями.
27. Его желания неугасимы, как пламя. Он никогда не бывает удовлетворен. Он всегда ненасытен и неудержим.
28. Его рассудок затуманен. Он лишен дара проницательности.
29. Его пьянит богатство. У него извращенный интеллект.
30. Его цель - деньги и чувственные наслаждения.
31. Страдание он принимает за счастье; боль кажется ему удовольствием; горе он воспринимает как радость.

ГОСПОДСТВО ТАМАСА (ГУНЫ НЕВЕЖЕСТВА)
32. Тамас - это инертность и тьма.
33. Тамас рождается из неведения. Тамас опутывает человека леностью, беззаботностью, бездеятельностью, медлительностью и сонливостью.
34. Тамасический человек лишен способности разбираться, понимать и оценивать. Он совершает глупые поступки.
35. В своих действиях он не руководствуется здравым смыслом.
36. Он не испытывает ни малейшей тяги к работе. Он слишком много спит.
37. Он бездумен и невежествен.
38. Некоторые принимают тамас за саттву.
39. Неправедность - вот результат влияния раджаса и тамаса.

РАЗЛИЧИЯ 
40. Плод саттвической деятельности - счастье; плод раджасической деятельности - страдание; плод тамасической деятельности - неведение.
41. Если человек встречает смерть, когда преобладает саттва, он поднимается в чистый Высший Мир.
42. Если он встречается со смертью в раджасе, он рождается среди тех, кто привязан к действию.
43. Если он встречает смерть в тамасе, он рождается в неразумном чреве. Его рождение происходит среди унылых и глупых, или самых низкоразвитых человеческих существ.
44. Когда преобладает саттва, раджас и тамас усмирены.
45. Когда преобладает раджас, саттва и тамас побеждены.
46. Когда преобладает саттва, человек наделен даром проницательности, чистым разумом и чистым рассудком.

БЕЗ ГУН НЕТ МИРА 
47. Три гуны представлены во всех людях. Ни один человек не свободен от деятельности любой из этих гун.
48. Эти качества не постоянны. Иногда преобладает саттва; в другое время доминирует раджас или тамас.
49. Анализируйте все явления с точки зрения этих гун. Хорошо изучите их признаки.
50. Индивидуальная душа поддается влиянию гун.


Советуем посмотреть

Игорь Берхин. 28 видео-уроков медитации.

Медитация это, с одной стороны, кропотливый и длительный труд, но с другой стороны, она помогает нам раскрыть радость, удовольствие и мудрость, присущие нам по природе. Уроки Игоря Берхина позволяют новичкам сделать самые первые шаги в удивительный мир медитации.

Шандор Ремете, йога теней

Шандор Ремете (NAGA-SENA ZHANDER) – один из самых интересных, толковых и знающих практикующих учителей йоги. Иными словами, он знает предмет изнутри (то есть, понимает природу и может показать). Он проводит регулярные семинары по всему миру, в том числе и в Москве. В Киеве Шандор проводил семинар только один раз.

12 природных законов, или как сохранить жизненную энергию

Данную статью следует читать внимательно, не спеша, не пропуская фразы, требующие тщательного обдумывания. Считается, что некогда бог Шива дал йогам и древним риши 42 закона. Теперь йоги “получают” эти законы в частном порядке. Поскольку эти законы – природные, ими пропитано всё бытиё, так что обнаружить их вполне реально. Многие люди знают их в той или иной формулировке, хотя и не осознают их как закон.

2