Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Дмитрий Беляев: Пашчимоттанасана - складываемся пополам

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Каталог Асан > Пашчимоттанасана > Дмитрий Беляев: Пашчимоттанасана - складываемся пополам

Дмитрий Беляев: Пашчимоттанасана - складываемся пополам

Сегодня предметом нашего разговора будет одно из базовых упражнений, которое присутствует во всех видах гимнастики. Мы поговорим о наклоне вперед или как его называют в традиции западной физкультуры и спорта – складка. На санскрите это поза называется «пашчимоттанасана». Необходимо сказать, что существуют разные методики для освоения этого упражнения. Я постараюсь описать так называемый «релаксационный» метод выполнения данного упражнения, как наиболее оптимальный с точки зрения травмобезопасности.

«Пашчимоттанасана» - это поза для растягивания всей задней поверхности тела. При выполнении позы необходимо полностью сложиться в тазобедренных суставах. Прямое туловище расстилается по ногам, которые выпрямлены в коленных суставах. В завершённом варианте спина представляет собой плавную дугу, не являясь выраженно согнутой. Выполняя данную асану не надо стремиться в первую очередь достать головой коленей. Напротив, при качественном исполнении живот и грудная клетка полностью прижимаются к ногам, а поясничный отдел позвоночника максимально вытянут вперёд. По мере освоения позы голова приближается к ногам, но укладывается на них в последнюю очередь и далеко за коленями. 

 

 

пасчимоттанасана

Индивидуальная конфигурация этой асаны, может зависеть от формы грудной клетки. 
Необходимо обратить внимание на положение ступней. Ступни в классическом варианте «Пашчимоттанасаны» должны быть:

  • плотно сдвинуты вместе (в других вариантах допускается их разведение в стороны приблизительно на ширину таза
  • не следует оттягивать носки от себя, укорачивая тем самым подвергаемую вытягиванию заднюю поверхность бёдер. Напротив, следует тянуть стопы на себя, чтобы подошвы были почти или полностью перпендикулярны полу. В этом случае задняя поверхность бёдер подвергаются интенсивному вытяжению.
  • подошвы должны составлять единую плоскость, а не поворачиваться своими поверхностями друг к другу. При грамотном выполнении позы внутренние края ступней как бы «выталкиваются» вперёд, а внешние слегка отгибаются назад и наружу.

Выполняя эту позу, следует дождаться, когда тело полностью расслабится и туловище как бы само «потечёт» вперёд и вниз. При этом желательно сознательно расслаблять задние поверхности ног. Не следует пытаться «через силу» дотянуть себя в наклон, преодолевая сопротивление напряженных мышц.

 Как только вы приняли исходное положение (сели на пол и вытянули ноги вперёд) ваше туловище и спина должны составлять прямой угол. Уже в этом положении у многих сильно напрягаются мышцы задней поверхности ног. В таком случае нет смысла пытаться наклоняться ниже, пока в ногах сохраняется это ощущение. При попытках наклониться глубже, напряжение ещё больше возрастёт, и вы рискуете получить травму.  Ваша работа начинается с того, что вы, сидя в исходном положении, сознательно пытаетесь расслабить мышцы задней поверхности ног и спины и плавно складываетесь в тазобедренных суставах до соответствующего вам «предела», по достижении которого, движение прекращается, и вы расслабляетесь. В идеале не должно быть никаких неприятных ощущений в теле.
Следует упомянуть, что допустима так называемая «рабочая боль» в мышцах. Это «тупая» боль, которая по мере удержания асаны имеет тенденцию к ослаблению и полному прекращению. Если же боль нарастает, то это говорит о чрезмерности ваших усилий.

Необходимо оговорить один ключевой момент. При выполнении «пашчимоттанасаны», не следует слишком «вешать» голову, сгибая шею так, чтобы подбородок упирался в грудь. Шейный отдел позвоночника естественным образом продолжает линию грудного без существенного перегиба.

В заключении несколько слов о терапевтическом эффекте «пашчимоттанасаны»:

  • Эта асана тонизирует органы брюшной полости и малого таза. 
  • Улучшает подвижность позвоночника, способствует оптимизации половой функции. 
  • Обладает выраженным успокаивающим действием, поскольку воздействует на парасимпатическую нервную систему. 
  • Многими опытными практиками используется в качестве разминки.

И как обычно хочу пожелать всем успешной практики и здоровья.

Источник: http://www.zdr.ru/blogs/Belyaev_MD/2013/01/07/16632/?fb_action_ids=480251035344052&fb_action_types=og.likes&fb_source=aggregation&fb_aggregation_id=288381481237582

Задать вопрос Дмитрию Беляеву


Советуем посмотреть

Гуру Ар Сантэм (род. 1929)

Гуру Ар Сантэм (Стаценко Геннадий Григорьевич) родился в городе Майкоп Краснодарского края в 1929 году. С 1940 года по 1952 год его жизнь была связана с армией. Закончил Московский политехнический институт. Работал на промышленных предприятиях г.Москвы. Принимал участие в разработке систем для космических кораблей "Союз". Автор более ста печатных работ. Основатель и руководитель Школы и Института Йоги Гуру Ар Сантэма.

О КАРМЕ

Карма создается, потому что вы не можете быть посередине, вас постоянно бросает то в негатив, то в позитив. Но по мере вашего духовного роста, когда энергия придет в сердце, чужеродная энергия будет выходить, освобождая ваше внутреннее пространство. Так вы разорваны на сто частей: у вас отношения с тем, с этим... В медитации вы из сотни становитесь одним. И когда вы станете пустым, когда останетесь только вы один - тогда услышите свой истинный голос. Но пока вы слышите только голоса других: отца, жены, детей и всех прочих. Вы забыли свой голос, свою естественную природу...

Свами Шивананда (1887–1963)

Один из наиболее известных современных философов йоги, святой и мудрец. Рано выявившееся намерение изучать основы и традиции веданты, а также сострадание и желание служить всем людям привело его к получению медицинский образования. После непродолжительной работы в Малайзии он возвращается в 1924 г. в Индию и остается в Ришикеше. Шивананда (букв. «блаженство всевышнего») осознает свою миссию, как служение человеку, полную самоотречения и аскетизма. В 1932г. он основывает Ашрам, в 1936 — Общество Божественной Жизни, а в 1948 г. — Лесную академию йоги и веданты. После предпринятого в 1950г. блистательного путешествия по Индии и Шри-Ланке, Шивананда созывает «Всемирный парламент религий». 14 июля 1963 г. Свами Шивананда вошел в махасамадхи, оставив после себя более 300 книг и сотни учеников самых разных национальностей, принадлежащих к разным религиям и исповедующим самые разные убеждениям. Его Ашрамом сейчас руководят Свами Чидананда и Свами Кришнананда.

Ты умер по пути домой

.... Сколько же раз я пережил реинкарнацию?
-- О, много. Очень, очень много. Ты пережил множество разных жизней, - ответил я. – На этот раз ты будешь китайской крестьянкой в 540 году до нашей эры.
-- Подожди, как так? – поперхнулся ты. – Ты посылаешь меня назад во времени?...