Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Б.К.С.Айенгар о виньясе

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Динамические комплексы > Б.К.С.Айенгар о виньясе

Б.К.С.Айенгар о виньясе

Отрывок из письма Б.К.С. Айенгара, опубликованного в журнале Oxford Iyengar Yoga Institute летом 1996. 

 " Есть только одна йога. Йога одна. Так, есть асана, но люди дают ей различные имена и формы. Ничего такого не существует, как виньяса йога для аштанга йоги и это неправильно называть йогу, как виньяса йога.


Прошу прошения за сомнения, которые возможно поднялись в умах практикующих. Не делайте йогу дешевым продуктом для продажи под различными именами и брендами!
Все тексты по йоге показывают, что средства и цели йоги неизменны. Они были такими в прошлом, такие же и сейчас и будут такими же в будущем. Достижение /процесс/ конечного состояния асаны может быть названо виньясой, и только. Даже восемь аспектов йоги, которые носят названия - яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, не что иное, как виньяса крама логично классифицированная Патанджали.

Айенгар о виньясе

Я начал обучение у моего гуру, так же как обучались другие его ученики. Он никогда не называл практику виньясы, как виньяса йога. Он никогда не говорил, что обучает аштанга йоге. Он всегда упоминал о той самой практике, как о йоге патанджали.

Во время практики асаны, пранаямы или дхьяны - тело, ум и интеллект /разум/ должны тренироваться, тонизироваться и сонастраиваться, так, что они начинают излучать ритмичные вибрации и правильную модуляцию, как антенна, которая улавливает новости, и может передавать их, когда правильно настроена частота. У них есть свой собственный модус функционирования и мы, как садхаки, должны распознать его. 

Значение понятия "виньяса"

Слова "виньяса" состоит из двух частей - "ви" и "ньяса". "Ви" значит разделение или разбивка. "Ньяса" - размещение или укладывание. "Виньяса" имеет значение разбивать или разделять и укладывать в определенном порядке. Это метод систематизирования или способ надлежащего расположения. В системе практики асаны, пранаямы и дхьяны, должна рассматриваться идея о необходимых усилиях, что должны быть сделаны, и затем определенное поведение, соединение и реализация должны иметь место. Через виньясу можно найти организованный практический подход - в начале каждой стадии, в каждом шаге и на каждой остановке.

Айенгар о виньясе
Виньяса крама
В 30 и 40-х годах 20 века Гуруджи (Кришнамачарья) учил в йогашале, a так же в других местах, вхождению в асану путем выполнения виньясы. В это время он часто устраивал "йога туры", с подачи патрона Шри йогашалы махараджа Майсора, тогда он был молод, да и мы были в расцвете сил.

Он учил нас асанам в связке с широко известным Сурья намаскар /приветствие солнца/. Но по сути Сурья намаскар - это и есть асаны. Асана, такая как - Урдхва Хастасана, Уттанасана, Чатуранга Дандасана, Урдхва Мукха Шванасана и Адхо Мукха Шванасана /смотрите рисунок внизу/, были соединены различными способами на пути к основной позе.
Для примера, чтобы выполнить Пасчимоттанасану, нужно было выполнить Самастхити, Урдхва Хастасану, Уттанасану, Чатуранга Дандасану, Урдхва Мукха Шванасану, Чатуранга Дандасану, Адхо Мукха Шванасану, Лоласану, Дандасану и наконец, Пасчимоттанасану. Выход из асаны сопровождался зеркальной последовательностью до Самастхити. Сегодня этот способ практики асан в последовательности или виньяса крама широко известен как "джампингс" /посмотрите рисунок/.

Начиная с 1937 года, когда я жил в Пуне, и до 60-70х годов, я преподавал этот метод в различных образовательных учреждениях. Детям и молодым нравиться такой стиль практики, они наслаждаются его быстротой, резвостью, скоростью и разнообразностью. Но в конце 40-х Гуруджи отошел от него. В моем случае, я продолжил следовать данному стилю, потому, что в то время я обучал в школах, колледжах, давал уроки кадетам National Defence Academy - я следовал ему, так как это было необходимо. В институте /главный центр в Пуне/ мы даже сейчас продолжаем использовать данный метод для детских классов и иногда для других. Но он не практикуется на постоянной основе. В детском классе я часто использую виньяса краму. Если, я должен погрузить их в глубину асаны, то я сохраняю их энергию от "джампингс" и заставляю их сконцентрироваться на частях тела, участвующих в асане, и побуждаю задействовать ум, наполняя их тела знанием глубины. 

Айенгар о виньясе

Я обучал, так называемой, виньяса йоге на протяжении многих лет, так как моим юным ученикам нужна была мощь, сила и выносливость. Когда, те же самые ученики достигали 35-40 лет, они были измучены данным методом и начинали уезжать. Из-за большого оттока практикующих, я был вынужден изменить мой способ практики и преподавания с чисто физического уровня на изучение более глубоких аспектов йоги. 

В те дни Пуна /йога центр/ была храмом физкультуры, и это было знаменитым местом по выпуску спортсменов. Практикуя виньяса краму, люди с диабетом, с давлением, гиперактивностью, разболтанными нервами и проблемами спины ощущали жар в глазах и ушах. Затем я подумал, что если я буду продолжать в том же направлении, то такая йога долго не просуществует. Так, я прекратил давать им виньясу, что, безусловно, положительно сказалось на их практике - они не задыхались, не уставали, а самое главное перестали добавляться проблемы со здоровьем, которые появлялись после йоги с виньясой. 

Я начал исследовать внутреннее, скрытое тонкое тело и стал объяснять моим студентам искусство внутреннего наблюдения и осознавания - взамен прыжков в виньясе. Это зажгло интерес и собрало новый импульс для практики йоги и заслужило уважения. В молодые годы на демонстрациях по всему миру, я делал практику с виньяса крамой - показывая внутреннюю экспрессию и динамизм. Я очаровывал зрителей. Шло время, и я стал показывать несколько асан с прыжками, а затем давал объяснения о внутренних аспектах практики. Публика начала умолять меня давать все более подробные объяснения. С тех пор, я начал делать демонстрации и лекции все больше о уме, разуме и сознании, и о том, как они преломляются в теле в различных асанах. Я хотел бы определенно признать, что я подтолкнул слушателей к познанию данного предмета, и затем замотивировал их познать истинную глубину - все это добавило уважение данному искусству.
Айенгар о виньясе
Так, мое устоявшееся мнение насчет джампингс в асанах - прыжки работают на уровне физики или на внешнем уровне тела и, что виньяса это последовательность для достижения завершающей или конечной формы асаны. Любой, кто делает джампингс, сосредоточен только на этом, потому, что его ум будет прыгать и двигаться, а не сосредоточен на осознавании и исследовании темных уголков тела. Для меня центрированность - есть стабильность, а проникновение в темные уголки тела - просветление. Даже, в этом подходе проницательности, есть виньяса крама, но она применяется в другом ментальном состоянии и отношении. Посредством этого подхода концептуальный ум и разумность вместе с энергией /прана/ и осознаванием /праджня/ накапливаются в системе в различных аспектах человеческого существа последовательно и постепенно. 

К тому же, виньяса крама не обязательно быстрые движения с джампингс /прыжками/ Сурья Намаскар. Это можно выполнять и с медленными движениями тоже. К примеру, вам нужно принять Саламба Ширшасану /стойку на голове/ - можно подготовить себя к перевернутому положению путем выполнения последовательности асан - Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Прасарита Падоттанасана/наклон из положения стоя с широко разведенными ногами/, Джану Ширшасана /наклон из положения сидя - голова к колену/, Пасчимоттанасана /складка сидя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/. После того, как время выдержки Ширсасаны подойдет к концу, можно повторить последовательность в обратном порядке. Этот вид виньясы осознано подводит к Саламба Ширсашане /смотрите рисунок/, подготавливая на физическом и ментальном уровнях. 

Путешествие в обратном порядке, после завершения основной асаны, поддерживает ощущение покоя и спокойствия. Помимо этого, подготовительная последовательность помогает тем, кто физически слаб, страдает высоким давлением или проблемой с глазами.
С другой стороны, Адхо Мукха Врикшасана /стойка на руках/, Пинча Маюрасана /стойка на предплечьях/ оживляют нас перед Саламба Ширшасаной/ - смотрите рисунок.
Когда основная асана практикуется с виньяса крамой - это называется сампутана крия - упаковка /смотри рисунок/.
Айенгар о виньясе
Висаманьяса крама
В противоположность виньясе, есть понятие - висаманьяса. Висаманьяса - значит расположение в разрозненном или непринятом порядке. Безусловно, что это не лишено логики. Точнее, это метод вызова. В нем асаны из разных категорий соединяются вместе без прерывания потока движений. Для примера, Эка Пада Ширшасана /нога за головой/ и различные вариации, выполненные в потоке, носят название - градхана стхити /завязывание тела в узел/. Эта серия выглядит так: Эка Пада Ширшасана из положения сидя /упавиштха стхити/, Скандасана /наклон или пасчима пратана стхити/, Бхайравасана /лежа на спине или супта стхити/, Кала Бхайравасана или Чакорасана / баланс на руках или пхуджатоласана стхити/, Дурвашасана /стоячая или утиштха стхити/, Ричикасана /уттиштха пасчима пратана стхити/ и так далее - смотрите рисунок. Смешанную группу асан так же можно назвать как последовательность висаманьяса. К примеру, Тадасана /гора/, Уттанасана /наклон из положения стоя/, Адхо Мукха Шванасана /собака мордой вниз/, Парипурна Навасана /лодка/, Уткатасана /поза стула/, Уштрасана /поза верблюда/, Капотасана /поза голубя/, Адхо Мукха Вирасана /наклон из Вирасаны/ и так далее - смотрите рисунок. 
Так как у детей гибкое тело, то они наслаждаются практикой в таком стиле - когда смена асан в последовательности связана с вызовом. Мой гуру просил меня практиковать асаны именно в этом ключе. Он просил исполнить Саламба Ширшасану /стойку на голове/ и внезапно прыгнуть в Натараджасану /поза великого танцора/.

Виньяса и висаманьяса классифицируются, как вилома, анулома и пратилома
Виньяса и висаманьяса снова классифицируются, как вилома, анулома и пратилома. Вилома виньяса значит последовательность с равными промежутками. В вилома виньясе асана, принадлежащая к такой же классификации, связывается с выбранной асаной, как например, Джану Ширшасана /наклон голова к колену/ - Пасчимоттанасана /складка в наклоне сидя/, Трианг Мукха Экапада Пасчимоттанасана /наклон сидя к трем точкам/ - Пасчимоттанасана, Ардха Баддха Падма Пасчимоттанасана /наклон с полулотосом/ - Пасчимоттанасана, Упавишта Конасана /наклон сидя с широко раскрытыми ногами/ - Пасчимоттанасана и так далее - смотрите рисунок.
В вилома висаманьясе практикуемая асана применяется, как разделитель или ее можно классифицировать как противоположную к отдельно выбранной асане. Это значит делать наклон, а после него прогиб /пасчима пратана стхити и пурва пратана стхити/, последовательность, такая как Пасчимоттанасана - Урдхва Дханурасана /мост/, Пасчимоттанасана - Уштрасана, Пасчимоттанасана - Дви Пада Випарита Дандасана /прогиб с опорой на голову и предплечья/ - смотрите рисунок.
Ранее я объяснял последовательность асан ведущую к Саламба Ширшасане и обратно. В том методе есть пратилома виньяса и анулома виньяса. Путешествие от Адхо Мукха Шванасаны к Саламба Ширшасане есть пратилома виньяса /действие против потока/. Это есть восхождение или неестественный порядок, напротив от Саламба Ширшасаны к Адхо Мукха Шванасане - анулома виньяса /идущая естественно/ или в привычном порядке. В пратилома виньясе практика проходит в восходящем порядке, а в анулома виньясе в нисходящем. Для того, чтобы принять продвинутую асану, вы идете от простого к сложному. Это путь подзарядки тела, жизненной энергии, ума, органов чувств, и прокаливание разума и эго /сознание "я"/называется пратилома виньяса; напротив возвращение от сложной к простой асане, когда все системы погружаются в умиротворение, носит название - анулома виньяса. В этих случаях планка активности или пассивности в теле поднимается или опускается, что помогает приоткрыть горизонты ума. Часто на регулярных классах и обычной практике вы могли отметить, что начинается класс с простой позы, а затем постепенно доходят до закрученной сложной /это процессе пратиломы/ и далее идет «падение» и возвращаетесь к простой /процесс ануломы/.
Айенгар о виньясе
Виньяса есть в пранаяме и дхьяне
Практика пранаямы то же практикуется в таком же ключе. Удджаи /победоносное дыхание/ с попеременным нормальным дыханием носом или Вилома пранаяма /неестественное дыхание/ практикуется с попеременным циклом Удджаи /несколько небольших вдохов, затем один выдох/.

Даже, в Дхьяне все равно случается перемещение или дрифт сознания, и требуется его подпитка. Патанджали напоминает нам о мантра джапе /рецитации мантр/, о секретном звуке Аум /Ом/. Он говорит о важности знать и прочувствовать его значение. Читта прасаданам или подходящее расположение и присутствие сознания во время медитации /дхьяна/ должно быть сделано как виньяса. Тем не менее, во время дхьяны виньяса проявляется как утонченная и едва уловимая. Она не может быть исполнена на грубом уровне.
Айенгар о виньясе
Оставаться статичным в динамизме действия
Студенты йоги должны помнить, что виньяса это не просто быстрые мобильные движения в асанах. Это процедура построения себя. Быстрые и грубые движения восхищают молодых, которые продвигаются через них. Если практик удовлетворяется грубым уровнем, используя только внешнее тело, без проникновения вовнутрь, то такая практика, безусловно, помогает, но на определенном уровне она становится йогой удовольствия /преяс йога/. Чему я учу и что сам практикую - это исследование утонченности и устойчивости в каждой асане. Поэтому, это благостная йога /шреяс йога/. Давайте не допускать увлечение движением, а оставаться статичными в динамизме действия.

Мы все обучались этому методу от нашего гуру, и никогда не было никаких разделений в обучении. Упомянутый выше метод - для молодежи, чтобы стимулировать их интерес и сделать их мужественными и стойкими. Второй метод - это искусство сублимации эго и дорога к прогрессу разума. "

На этих 6 видео показана демонстрация с виньясами Б.К.С. Айенгара и Кришнамачарьи.

Советуем посмотреть

Сила реакции сустава, падмасана и колени

В ортопедии есть понятие, известное как конгруэнтность сустава. Оно означает сохранение поверхностью сустава своих естественных изгибов при контакте с другой поверхностью. С понятием конгруэнтности связано понятие  сила реакции сустава.

Гимнастика для освоения падмасаны

Подготовительная гимнастика для посадки в позу лотоса дается слушателям школы йоги первого года обучения после того, как они освоят массаж ног. Эту гимнастику можно делать отдельно от основного комплекса. Мужчины начинают выполнение упражнений с вытянутой левой ноги, женщины — с правой.

Ментальные ловушки на жизненном пути

Наш мозг пытается внушить нам, что мы были бы счастливее, если бы у нас была другая работа, другой дом, другая машина, другой муж, другая жена, ещё одна любовница…