Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

НАДА (The Five or Seven Nadas)

Звук (шабда) присутствует повсюду, подобно тому, как весной все исполняетсядвижения, сопровождаемого всеобщим пением. Таким образом, в Космосе непрерывнозвучит песня мира, равно как шум войны присутствует в самых малых конфликтах идвижениях Хаоса. В душе, или разуме йога существует подобное движение, и шумыХаоса должны во всех своих проявлениях быть заменены песнями Космоса. Онникогда не должен забывать, что в простом избавлении от шумов Хаоса еще нетдостижения, и что приобретением является только слышание песни Космоса. Этосправедливо для всех уровней тела и разума, хотя песня (подобно прикосновениюи взгляду) всегда присутствует в его внутреннем мире. Можно сказать, чточеловек всегда воплощается не в теле, но только в разуме, и что тело — необитель его, но лишь мастерская.

Йогу следует прислушиваться к этому внутреннему голосу несколькими способами;некоторые источники выделяют пять способов, некоторые семь, другие десять, ноэто только вопрос классификации. Одни определяют их как следствия относительновнешне-ориентированных, или материальных опытов; другие связывают их смантрами; третьи — с внутренней медитацией, говоря даже о "голосе тишины".Что касается последнего случая, работы буддистов утверждают, что ученик долженслышать голос своего внутреннего бога в семи проявлениях, которые подобныголосу соловья, звону серебряных тарелок, шуму в раковине, звучании вина,бамбуковой флейте, трубам и грому; последний из них поглощает все предыдущие,так что они более не слышны. Символически этот ряд отражает предельномистическое звучание, зарождающееся в тишине и становящееся все громче игромче, достигая своей кульминации, когда ученик сливается с Единством.

Другой текст, "Малые Упанишады" описывают эту последовательность следующимобразом: сначала идет звук, подобный "чини", затем — подобный "чиничини",затем колокольчик, потом шум раковины, потом звук лютни, звон тарелок, флейта,затем стук небольшого барабана, затем громкий барабанный бой, и, наконец,гром. Еще один источник определяет порядок так: легкое позвякивание, литавры,рога, флейта и вина, и йогу предлагается прислушиваться ко все более тонкимзвукам. Еще говорят о шуме моря, облаков, водопада, барабанов, колоколов,труб, флейт, вина и жужжании пчел.

Некторые учителя указывают своим ученикам закрывать уши большими пальцами,глаза указательными, ноздри средними, а губы — оставшимися пальцами рук.После непродолжительной постоянной практики они начинают слышать звук, похожийна жужжание пчел, затем пение флейты, а затем вина. С продолжением практикиприходят звуки колоколов, и в конце концов — гром. Разум йога поглощаетсяэтими звуками, так что он не поддается уже внешним отвлечениям.

Понятие нада используется также для обозначения продолжительности звуков,например, при произнесении Ом.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.