Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

БОГ (God)

Хотя идея Бога не входит в философию санкхьи, на которой основана раджа-йога,Патанджали вводит это понятие и определяет Бога как особую пурушу,неподверженную ни действиям, ни результатам действий ни одного из источниковстраданий (клеша, см.), то есть как независимую сущность, неограниченную вовремени беспричинную причину всего, что она делает и знает, учителя первыхучителей.

Можно сказать, что это пуруша, обладающая полной независимостью, или кайвальей(см.); отсюда следует, что йог, достигающий полной свободы, становитсябогоподобным. Адвайта веданта и "Бхагавад-Гита" явно говорят, что йог,достигая Освобождения (см.), становится единым с Брахманом (см.), которыйпредставляет собой ишвару, Бога. Далее в "Бхагавад-Гите" утверждается, чтоишвара каждого человека является долей Брахмана, который есть первоисточник ипервооснова всей своей сущности и своего бытия. Созерцание этой сущности ибытия является самым точным определением цели йоги, насколько ее вообще можновыразить словами. Патанджали рекомендует ученику повторять священное слово"Ом", которое указывает, но не именует ишвару, то есть направляет мысль именнок ее значению.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.