Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

УМ СТОЙ..! РАЗ, ДВА!

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > УМ СТОЙ..! РАЗ, ДВА!

alt=

автор  Prem Druva

Помните, как в том старом анекдоте:
- Товарищ Прапорщик, а вы могли бы остановить поезд?
- Запросто! Поезд стой..! Раз, два!

Вот так и с умом… ))
Очень частый вопрос, который спрашивают: «А как остановить ум?». Вопрос действительно насущный. Многие просто устали жить в хаосе эмоций, чувств и мыслей. Хочется побыть хотя бы в относительном покое, хочется внутренней тишины!

Да, хорошо, давайте поднимем эту тему. Но в начале я вас несколько разочарую. Ум остановить невозможно! По крайней мере методами самого ума. Уму это не нужно! Зачем ему останавливать самого себя?! Его природа – движение!

Давайте зададимся несколькими вопросами. А что именно вы собрались останавливать? Достаточно ли вы изучили сам предмет? Что такое мысль? Откуда она приходит и куда уходит? Вы когда-нибудь замечали, что в нас два говорящих ума? Эти вопросы можно продолжать и продолжать…
Представьте, что вы попали в огромный зал, в котором находится сложный механизм, принцип работы которого вам неизвестен. Вы видите механизм, привезенный, например, инопланетянами, с которым вы никогда не сталкивались раньше. Ваша задача его выключить, но вы не то, чтобы не знаете, где находится пульт управления им, а даже как он приблизительно выглядит. Что вы будете делать?

Что делают ученые, чтобы начать управлять какими-либо механизмами в природе? Они начинают сначала их изучать. Они долго и упорно наблюдают, отмечая все малейшие детали и принципы взаимодействия элементов внутри этого механизма или явления. Только изучив, можно начать управлять! 

То же самое нужно проделать и с механизмом, который мы называем умом! Его нужно изучить, за ним нужно научиться наблюдать. Для этого нам понадобится теория. Как известно, теория без практики мертва и это так. Но при этом она дает хорошую основу и понимание для того, чтобы приступить к практическим действиям. Приступим. Рассмотрим строение индивидуального ума с точки зрения, близкого мне, тантрического подхода.

Индивидуальный ум в тантрической науке имеет термин – Антах карана. Антах карана — сочетание двух санскритских слов. "Антах" — внутренний, и "карана" — орудие, или инструмент. Таким образом, антах карана есть внутреннее орудие, или инструмент человека. Он образован четырьмя составляющими: "читта" (память), "манас" (мысль-противоположная мысль), "буддхи" (интеллект) и "ахамкара" (эго). Эти четыре принципа составляют то, посредством чего действует сознание. 

Читта – это наша память и, основанное на ней, воображение. Под памятью здесь подразумеваются все хранящиеся в нас отпечатки. Как известно, наш ум запоминает абсолютно все, что встречает на пути. Это тот инструмент, который строит цепочку из прошлого в будущее и оперирует исключительно теми образами, которые имеются в памяти.

Манас – ментальная способность к мысли/противоположной мысли. Манас основан на двойственностях и мыслит исключительно в категориях противоположностей. Например, хорошо – плохо, темно – светло, радостно – грустно и т.д, и т.п. Это тот самый ум, который нам чаще всего хочется остановить, который «пускается вскачь» и доставляет кучу беспокойств. Именно его, прежде всего, необходимо почистить. Это самый сложный этап (в начале пути) – научиться наблюдать манас, выйти за его пределы. Именно для этого предлагается огромное количество методов концентрации, чтобы научиться держать его в одной точке. Только после того, когда у вас будет достаточно умения, чтобы сохранять ум неподвижным и концентрированном на выбранном вами предмете, можно начинать говорить о его остановке и «переходе» на более глубокую стадию.

Буддхи – известный также как махат, есть высший разум. Это то, что мы чаще всего называем интеллектом и считаем собой. Это тот самый спокойный разумный, если можно так сказать, ум. Голос, который говорит реже, который мы ощущаем как более глубокую часть себя и именно поэтому чаще отождествляем свое существование именно с ним. Он достаточно послушный и управляемый. Мы запускаем его тогда, когда нужно решить какой-либо конкретный вопрос или что-либо обдумать. В этой части ума находится уже достаточно комфортно и практикующий может надолго там «зависнуть», но и его важно научиться наблюдать, выйти и за его пределы.

Ахамкара – эго или состояние чистого присутствия, ощущение собственного наличия и существования. Это ключ! Это то состояние, которые Мастера называют «Я-мысль» или «Я есть». Не я есть – тело, ум, эмоции, чувства и т.д., а просто Я ЕСТЬ! Ахамкара – это дверь к высшим мирам и источник читты, манаса и буддхи. В нем важно научиться находиться. Здесь ТИХО! Когда ищущий вышел на этот уровень, можно оставить все практики в покое. Найден выключатель механизма и дальше уже Пространство будет вести само! Это тот максимум, который мы можем осилить сами, то домашнее задание, которое необходимо выполнить! 

Повторюсь, что теория необходима, но она будет абсолютно пустой без практики. Важно на собственном опыте ощутить все это, самостоятельно изучить механизм! И со временем вы поймете, что его питает наше собственное внимание. Невозможно остановить ум инструментами самого ума, но можно перестать питать его! Именно поэтому все учения говорят о том, что нужно повернуть внимание внутрь, начать осознавать свое внутренне пространство! Именно поэтому так важно быть с собой и быть собой! И это потрясающее приключение, захватывающее и завораживающее путешествие! Там вы встретите своего главного учителя и мастера – самого себя, и эта встреча проявит Любовь и Свет, Тишину и Покой, которые окажутся просты и доступны, которые и есть наша Природа!

--------------------------------------

На первой стадии эволюции человеческое существо не осознает, кем является. Оно просто захвачено неосознанными импульсами и у него недостаточно проницательности, чтобы исследовать себя. На этой стадии личность верит, что является этими импульсами. 

На второй стадии, являющейся первой ступенью к пробуждению, личность начинает воспринимать, что не является этими неосознаваемыми импульсами, она узнает, что эти импульсы просто проходят через нее, они не конечная реальность. На третей стадии личность открывает, что может действовать отдельно. Другими словами она может выбрать, не падать в эту воронку, невзирая на всю силу ее притяжения. Четвертая стадия – это интеграция этих импульсов, когда все части, действовавшие отдельно, полностью объединяются. Личность больше не привлекают негативные повторения – энергия трансформировалась.


Советуем посмотреть

Па́паджи - Харинваш Лал Пунджа (1910 - 1997)

Не говори об Истине с глупцами,
просто делись Счастьем и Любовью,
ибо высший дар — это пустой ум.

Тадасана (самастхити)

Тада означает «гора». Значение слова «сама» — «прямой», «выпрямленный», «неподвижный». Стхити означает «стоять спокойно», «устойчивость». Таким образом, Тадасана — это поза, в которой мы стоим твердо и прямо, подобно горе. Это основная поза стоя.