Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Поклонение Шиве (Шива пуджа), упрощенный вариант

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и Религия > Ведический пантеон > Поклонение Шиве (Шива пуджа), упрощенный вариант

Поклонение Шиве (Шива пуджа), упрощенный вариант

Шива пуджа – это обряд поклонения Шиве в форме шива-линги.

В этом посте я опишу простейший, возможный в наших условиях вариант пуджи.

 Понадобятся:

  • шива-линга;
  • чистая питьевая вода в необходимом вам количестве, в зависимости от продолжительности пуджи это от стакана до нескольких ведер :) ;
  • миска или любая другая посуда, туда будет стекать вода и другие жидкости, которые вы будете лить на лингу;
  • молоко
  • кефир или простокваша;
  • растопленное сливочное масло, охладите его до комнатной температуры, чтобы не обжечься;
  • мед;
  • подслащенная вода;
  • немного зернышек риса;
  • листочек с какого-нибудь растения, лучше трилистничек с дерева, в идеале – бильва;
  • цветок, лучше белый, но желтый, оранжевый или красный тоже подойдет;
  • колокольчик, будете в него звонить;
  • ароматические палочки;
  • масляный светильник – наливаете немного масла на тарелочку, сворачиваете фитилек из ваты, наполовину погружаете в масло, поджигаете свободный конец фитилька;
  • еда – фрукты, сладости, любая свежая вегетарианская (!!!) еда, которую до пуджи никто не ел.

 

 

Далее то, что найти немного сложнее, возможно, надо везти из Индии:

  • рудракша;
  • пепел-вибхути;
  • гандха, оранжевый такой порошок.

Список получился длинный, но для пуджи совсем не обязательно собрать это ВСЁ. Достаточно, если есть хоть что-нибудь из списка. Минимальный набор: линга и вода.

В простейшем варианте пуджи можно обойтись одной мантрой “Ом Намах Шивая”. Дальше по тексту я буду для краткости называть ее просто “мантра”.

Подготовка к пудже:

  1. Поклоняясь Шиве, надо быть чистым. В идеале – и в мыслях тоже. Но в базовом варианте надо хотя бы помыться и переодеться в чистую одежду. Если вы в дороге, удобств нет, то надо умыться и вымыть руки и ноги.
  2. Сесть перед шива-лингой и очистить место. Для этого коснуться обеими руками пола и несколько раз прочитать мантру. При этом мысленно попросите Шиву очистить окружающее пространство, чтобы ничто не помешало пудже.
  3. Настроиться на пуджу. Можно сделать минут 5 нади-шодхана пранаяму, если вы понимаете, о чем я. Или 108 раз повторите мантру.
  4. (Если есть пепел-вибхути.) Тремя пальцами правой руки одновременно нанести на лоб 3 горизонтальные полосы пеплом-вибхути;
  5. (Если есть рудракша.) Надеть рудракшу.
  6. Очистить воду для пуджи. Для этого накрыть обеими ладошями чашку с водой (из большой посуды вам будет неудобно лить) и несколько раз прочитать мантру. Мысленно попросите Шиву очистить воду.

Пуджа

  • Все время повторяем мантру.
  • Выливаем на лингу воду (но не всю, еще понадобится). Напоминаю, что вода при этом стекает в миску или другую посуду, которую вы подставили.
  • Затем выливаем на лингу молоко, кефир, масло, мед и сладкую воду (если эти подношения у нас есть).
  • Водой смываем все с линги. Вытираем.
  • Намазываем лингу пеплом и гандхой. (Не забудьте читать мантру.)
  • Посыпаем лингу рисом.
  • Предлагаем Шиве (то есть кладем на лингу) листок и цветок.
  • Окуриваем лингу ароматическими палочками.
  • Показываем линге зажженный масляный светильник.
  • Звоним в колокольчик.
  • Предлагаем Шиве еду.

После этого уместно помедитировать на лингу, повторить мантру 108 или больше раз, помолиться, спеть бхаджаны… Можно включить какие-то шиваитские мантры или бхаджаны и подпевать. Точно так же можно включить запись Шатарудрии, Пурушасуктам или 108 имен Шивы и проводить пуджу под такое сопровождение.

Завершение пуджи

Водой смываем все с линги. Вытираем лингу, наносим вибхути и убираем до следующей пуджи.

После пуджи

Еда и вода, использованные при пудже, после обряда считаются освященными. Такую еду после пуджи называют “прасАд”, а воду, которой поливали лингу, называют “падОдака”. После еду нужно съесть с соответствующим к ней отношением, стоит угостить ней близких вам людей. А воду можно выпить или использовать для приготовления пищи. Или полейте ней растения. Вылить в канализацию было бы неуважением к освященной воде.

С благодарностью автору статьи Юлии Кравченко


Советуем посмотреть

Мудра коровы - Сурабхи мудра

мудра коровыПоказания: ревматические боли, радикулитные боли, заболевания суставов.

Нияма

“Нияма” - это не контроль, а пути; это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, делается более пустым, и на место "пороков" приходят добродетели "Ниямы"

Пять основных принципов “Ниямы”:

  1. Шауча - чистоплотность
  2. Сантоша - довольство
  3. Тапасья - самоограничение
  4. Свадхъяя - самоизучение
  5. Ишвара пранидхана - поклонение Богу (набожность)

Некоторые источники приводят также и семь дополнительных принципов Ниямы (см. сайт иснтитута Йоги и Ушу):

  1. Сауманасья (saumanasya) - принцип Благожелательности
  2. Ман-дхатар (man-dhatar) - принцип Вдумчивости
  3. Нирага (niraga) - принцип Бесстрастности
  4. Аваща (avasa) - принцип Независимости
  5. Мантра-вид (mantra-vid) - принцип Знания заклинаний
  6. Дамсанавант (damsanavant) - принцип Обладания необыкновенной силой
  7. Нишпратидвандва (nispratidvamdva) – принцип Неимения противников

Медитация. Траттака

Цель всех медитативных практик состоит в достижении сосредоточения ума. Один из самых простых, и эффективных методов — это техника тратаки. И что самое важное, она может непосредственно вести к медитации. Практика тратаки включает в себя немигающий взгляд в одну точку или на какой?либо объект. Объектможет быть либо внешним по отношению к телу, в этом случае практика называется бахир тратака, либо внутренним, и тогда она называетсяантар тратака  (внутренний взгляд). Посредством этого метода всё внимание и сила ума сливаются в один непрерывный поток.

Буддийское самадхи Йога-сутр

Сутра семнадцатая первой части (самадхипада) Йога-сутр Патанджали гласит:  "vitarkavichArAnandAsmitArUpAnugamAt.h sampraj~nAtaH" . Обычно это переводят, приблизительно, как «за такими формами, как витарка, вичара, ананда, асмита следует сампраджнята (самадхи)».