Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Как обнаружить в себе гордыню

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Ступени Йоги > Яма > Как обнаружить в себе гордыню

Как обнаружить в себе гордыню

«Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его».

Что же такое гордыня? Как объяснить человеку этот порок? Когда человеку говоришь о наличии этого порока у него, часто слышишь в ответ: «Да ничем я не горжусь, это не про меня!» И забывают о том, что часто говорят «я сам!», «я принимаю решения!», «я так думаю — это мое мнение», «я говорю — ты слушай!», «кто ты такой, чтобы мне указывать?» и т.д.

Осуждение, обида, желание мстить, ощущение себя оскорбленным — это проявления гордыни, а также гордость за «нажитое» богатство, семью, детей, свой род.

Осуждаем, значит, считаем, что имеем право судить. А кто дал нам такое право? Наше «я», которое считает себя выше других, поэтому и осуждает. Судить же может только Господь, т.к. Он сотворил все и нас в том числе, а мы берем на себя это право без Его разрешения, т.е. наше гордое «я» стремится стать выше Него.

Обида. Кто-то нас не понял, не правильно воспринял наши слова или наговорил на нас то, чего не было или зло пошутил над нами, а нам это не нравится, очень не нравится — наше «я» протестует. А против кого? Кто привел этого человека к нам и создал ситуацию, которая не нравится? Все ситуации создает нам Господь в зависимости от того, как мы установили отношения с Ним. Значит, обижаясь, мы выражаем свой протест Богу, несогласие с Его действиями, т.е. опять на первом плане наше гордое «я».

Ощущение себя оскорбленным — это более глубокий уровень обиды. Все внутри бурлит: «как посмели со мной так разговаривать!», «я им не мальчик на побегушках!», «не забывай кто ты, а кто я!».

И Кому наше гордое «я» это говорит? Наше гордое «я» выступает в роли «боевого петуха» перед Отцом. Обиделись, оскорбились, осудили и строим планы мести. Опять наше гордое «я» строит планы и против Кого? Против нашего Творца, который создавал нас с любовью по образу и подобию Своему и хочет, чтобы мы в мыслях, движениях души и поступках походили на Него. А для этого мы должны следовать Его законам и выполнять Его заповеди.

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». (Притчи 29:1)

Если вас унизили, оскорбили, обидели, то не осуждайте, не стройте планов мести обидчику, а простите искренне.

«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Матф 5:39)

Простив, размышляйте, просите вразумления у Господа, почему вы оказались в такой ситуации. А оказались потому, что нарушали заповеди. Разберитесь с ситуацией, покайтесь перед Отцом и поблагодарите за урок, в противном случае — «внезапно сокрушится». И не Бог нас наказывает, а мы сами отворачиваемся, отстраняемся от Него и теряем точку опоры, или, образно, центр тяжести системы смещается и наше «я» нас опрокидывает.

А как же быть гордому человеку? Это же все начнут «ноги об тебя вытирать» — так думают многие. Как быть смиренным, кротким, всепрощающим и чтобы при этом о тебя «ноги не вытирали»? Да, такой образ поведения сначала может вызвать удивление, потом насмешки, а в итоге, уважение. Человек, который сможет справиться со своей гордыней, будет относиться к другим людям именно так, как им этого хочется: сочувствовать им, когда у них в этом появится потребность; радоваться вместе с ними; давать нужный совет, когда они об этом попросят, и никогда не будет стремиться переделать другого человека, «подмять» его под себя, никогда ни в чем не осуждающий и не попрекающий вызывает только уважение, а никак не жалость.

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость». (Притчи 11:2)

Гордыня и гордость, оказывается, разные понятия. Гордыня — это человеческий порок, от которого надо избавляться, а гордость становится жизнеспособной только если она за величие Отца, за Его проявленную Любовь к нам.

 

1 Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
2 Чувство собственной исключительности.
3 Ощущение себя жертвой.
4 Хвастовство.
5 Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
6 Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
7 Контроль над ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
8 Суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
9 Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
10 Не позволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
11 Привлечение внимания к своей личности голосом, манерами, поведением.
12 Болтливость или постоянные разговоры о своих проблемах и биографии.
13 Обидчивость.
14 Излишняя впечатлительность или бесчувственность. Поспешность в выводах, или нежелание признавать факты.
15 Чрезмерная занятость своей персоной, интроверсия.
16 Сосредоточенность на том, что другие думают или говорят о тебе.
17 Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
18 Ощущение своей никчемности.
19 Отказ измениться или мысли о том, что у тебя это не получится.
20 Непрощение себя и других.
21 Разделение людей на иерархические уровни – кто лучше или важнее, затем поведение в соответствии с этой иерархией. Нежелание признавать старшинство.
22 Чувство, что ты становишься важным, когда делаешь конкретную работу.
23 Брать на себя непосильную работу, а также находить удовольствие в праздности.
24 Подозрительность к людям, Богу, Посланникам .
25 Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
26 Мысль о том, что ты выше обычного закона и выполняешь особую миссию.
27 Нежелание идти на риск посвящения себя важному, вдохновляющему делу. Нет высшей цели и творчества.
28 Сотворение кумира из себя и из других.
29 Отсутствие свободного времени для самопознания и общения из-за беспокойства о деньгах.
30 Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. Отсутствие простоты в отношениях.
31 Поверхностность в чувстве благодарности.
32 Игнорирование «малых людей». Извлечение выгоды из своего положения.
33 Невнимательность к тому, с чем соприкасаешься в данный момент.
34 Не осознание того, каким образом каждое из перечисленных составляющих гордыни проявляются в тебе. Недооценка могущества иллюзии.
35 Наличие раздражительного тона, нетерпимость к проявлениям ошибок и недостатков. В целом, сращивание с отрицательными и положительными состояниями психики.
36 “Я – тело и ум. Я обречен на жизнь в материальном мире”.
37 Страх проявлять свое эмоциональное состояние и отношение, говорить сердцем.
38 Мысль о том, чтобы проучить кого-либо.
39 Не осознание предубеждений и не желание их прояснять.
40 Распространение слухов и сплетен.
41 Неподчинение воле Бога и старших, зависимость от собственных желаний.
42 Зависимость от всего того, что услаждает чувства, безумие.
43 Недостаток самоуважения, основанного на понимании своей сущности.
44 «Тебе нет до меня никакого дела».
45 Безрассудство, подавленное чувство меры.
46 Наличие отношения: «Моя группа самая лучшая», «Я буду слушать только своих, и служить только им».
47 Индивидуализм, нежелание быть в семье и в обществе, и нести ответственность за близких людей в молитве и практических поступках.
48 Нечестность и непорядочность в отношениях.
49 Неспособность понимать других и приходить к общим решениям.
50 Желание всегда оставлять последнее слово за собой.
51 Прибегать к высказываниям авторитетов, для того чтобы не разбираться с конкретными ситуациями. Штампованное мировоззрение.
52 Зависимость от советов и мнений, безответственность.
53 Нежелание делиться своими знаниями и информацией с другими для того, чтобы иметь возможность контроля над ними.
54 Невнимание к физическому телу под предлогом духовности или чрезмерное внимание к нему в ущерб душе.
55 Мысль о том, что делать это должен именно ты, т. к. никто другой не сможет сделать это лучше.
56 Указание на ошибки другого в тоне осуждения или унижения.
57 Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль, и действие).
58 Общение и поддержка других, в результате которой они попадают в интеллектуальную и эмоциональную зависимость от наставника.
59 Изменение отношения к людям в зависимости от их мнений, внешнего вида, и пр.
60 Пренебрежение внешними нормами и правилами культуры, принятыми в своем обществе и семье.
61 Ощущение права распоряжаться имуществом других, и игнорирование норм, принятых в другой семье.
62 Сарказм, цинизм и грубость в высказываниях и чувствах.
63 Отсутствие счастья.
64 Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).

Советуем посмотреть

Как образуются названия асан на скнскрите

Хатха Йога зародилась в Индии, поэтому названия позам йоги изначально даны на санскрите - древнем индийском языке. Часто тем, кто только начинает заниматься йогой, сложно дается запоминание этих непривычных для русского уха названий. Поэтому инструктора в группах начального уровня часто называют асаны на русском языке. Не всегда это бывает точный перевод. Иногда используется вообще не перевод слова, а дается другое понятие. Рано или поздно практикующие сталкиваются с необходимостью запомнить санскритские названия асан. Например, на семинарах индийских или западный учителей йоги звучат названия поз йоги именно на этом древнем языке.

О КАРМЕ

Карма создается, потому что вы не можете быть посередине, вас постоянно бросает то в негатив, то в позитив. Но по мере вашего духовного роста, когда энергия придет в сердце, чужеродная энергия будет выходить, освобождая ваше внутреннее пространство. Так вы разорваны на сто частей: у вас отношения с тем, с этим... В медитации вы из сотни становитесь одним. И когда вы станете пустым, когда останетесь только вы один - тогда услышите свой истинный голос. Но пока вы слышите только голоса других: отца, жены, детей и всех прочих. Вы забыли свой голос, свою естественную природу...

Ошо. Почему болеют просветленные

Если вера может сдвинуть горы, почему вы не можете исцелить свое собственное тело?

ИНДРА НИТТРИ МЕДИТАЦИЯ

Эта медитация была дана Гуру Нанаком его второму сыну Баба Сири Чанду. Его сын стал великим баал йогом. Это такой йог, который не стареет, который в старом возрасте выглядит также, как молодой мальчик. Баба Сири Чанд прожил больше 160 лет.