Радость моего сердца
Излечивает большинство проблем моего ума.
- Шри Чинмой

ДХАРАНА (Dharana)

Концентрация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект илимысль. Со стороны это представляет собой сужение области внимания, новнутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. Практикаконцентрации заключается в применении воли к выполнению того, что обычнопроисходит с нами неосознанно. Независимо от того, сосредотачивает ли он приэтом внимание на каком-либо объекте или на определенной мысли, человек уделяетэтому занятию достаточное время, заставляя разум думать только в выбранномнаправлении и пресекая его блуждания, колебания в потоке возникающихассоциаций и порождаемых новых мыслей, как это происходит в обычной жизни.

Разум следует рассматривать как состоящий из двух отделов: (1) низший ум(читта), подобный мастерской, наполненной различными орудиями и материалами(знаниями и воспоминаниями), который обычно пребывает в активном процессетечения мыслей и порождения ассоциаций; и (2) более высокий мыслящий разум(манас), который подобен человеку в мастерской, создающему нечто новое,комбинируя имеющиеся в его распоряжении предметы. Во время концентрациичеловек останавливает поток мыслей, уделяя внимания только одному объекту.

Человеку, стремящемуся добиться успешной практики концентрации, могут помочьследующие советы:

Представляйте объект в некой естественной среде, например, розу в вазе настоле или растущей на кусте, — а не плавающей в воздухе. Несосредотачивайтесь на мысли об удержании мыслей об объекте; старайтесь простосмотреть или видеть его.

Рассматривайте все свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом,обонянием, и так далее. Позвольте движущемуся объекту двигаться, а покоящемуся— пребывать в покое.

Вспоминайте все, что вы знаете об объекте, но не думайте об этой информации внаправлениях, отличных от ее связи с объектом — например, если объект естькошка, вы вполне можете размышлять о том, что кошки пьют молоко, но непереходите от этого к корове, которая его приносит, и уж тем более не заходитев своих мыслях дальше коровы.

Делайте свое сосредоточение хладнокровным, очень спокойным — без малейшегонапряжения в теле или разуме.

Если в ваш разум вторгаются посторонние мысли и ощущения, не огорчайтесь, чтоэто происходит, просто напоминая себе о том, чем вы заняты. Посторонние мыслиуйдут сами собой, если вы не будете уделять им внимания; их нельзя изгнать илиподавить насильно.

Целью практики является повышение силы внимания, с тем чтобы достичь тогоуровня, на котором возможно по желанию вызывать нужные воспоминания и быстроустанавливать необходимое для этого состояние разума (в противоположностьобычному процессу, в котором мысли неконтролируемо протекают и в направленииобъекта, и прочь от него); концентрация является надежной основой дляэффективного мышления и медитации.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.