Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Брахман

Брахман (Brahman) - Единая абсолютная сущность, чистое сознание и неомраченная радость, блаженство, которое является первоосновой и источником всего сущего и представляет собой единое Я всего существующего. Целью ведантиcтской йоги является воссоединение с этой сущностью. О чистом состоянии Брахмана говорят, что он не обладает никакими качествами (ниргуна), но в силу того, что Брахман является основой и первичной субстанцией всей Вселенной во всем ее разнообразии, он также обладает всеми качествами (сагуна). Таким образом, когда о Брахмане мыслят в связи со Вселенной, Его называют Сагуна. Другим термином для обозначения этого является Шабда Брахман. «Шабда» означает звук или слово; таким образом, подразумевается, что первичной силой Вселенной является звук, реализуемый в виде Слова, или указания (Логос греческой традиции).

При переходе от Ниргуна Брахман к Сагуна Брахман проявляются определенные силы, шакти. В школах тантра-йоги и в народных традициях эти силы представляются в виде Богинь, которые полностью соответствуют трем великим девам: Шива, Вишну и Брахма.

В переводе с санскрита, Брахман -  безличностное безатрибутное начало. Безличный абсолютный дух. Сущность, творящая самое себя и мир, имеющая различные аспекты и обретающая в процессе творения из себя самой признаки, которые отсутствовали ранее. Бог. Абсолют. Впервые термин встречается в ведах. В упанишадах Брахман — абсолютная единая реальность. Процесс творения цикличен. Брахман то развертывается в мир, то возвращается в исходное состояние. В индуизме он персонифицирован и имеет свою иконографию. Брахман входит в индуистскую троицу (Тримурти?) наряду с богами Вишну и Шивой. Брахман — творец, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель мира. В начале каждого нового цикла (кальпа) Брахман творит по следам, сохранившимся в его памяти. Творческий аспект Брахмана (ишвара) в некоторых учениях выступает как самостоятельное божество. В творении принимает участие майя, причина иллюзорного восприятия мира человеком. В результате сс. активности мир предстает как разделенный (бхеда). На уровне высшей истины мир един, и Брахман не имеет признаков (ниргуна-Брахман?), но на мирском уровне он воспринимается как обладающий признаками (сагуна-Брахман?). Древнейшие определения Брахмана строятся по апофатическому принципу как «не то, не то» (нети, нети), что подчеркивает его неописуемость, трансцендентность, но затем он стал считаться вечным (нитья?), непреходящим (акшара?), лоном (йони?), порождающим мир, блаженством (ананда) и т. д. Согласно одному из мифов, он появился из Золотого Зародыша (хираньягарбха?), или из Золотого Яйца, которое плавало в космических водах. Выйдя из него, Брахман создал землю и небеса (сварга?). Культ Брахмана как бога называют брахманизмом, его жрецов — брахманами, как и представителей высшего сословия (варна). Брахманы — это произведения, содержащие руководства по совершению ритуалов, обрядов. В джайнизме брахман — зарок, отказ от совершения прелюбодеяний. В буддизме брахманы, брахмы — иллюзорные сущности, воспринимаемые в процессе духовной практики. Будда Шакьямуни боролся с брахманизмом, но среди брахманов у него были единомышленники. Брахманы становились его последователями и учениками. Среди них были образованные люди, стремящиеся к духовному совершенству. «В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман». Эти слова, как считают, сказаны Буддой («Дхаммапада»). Термин «буддист» (бауддха?) появился позднеё Брахмой называют один из пранических каналов (брахма-нади?).
Синонимы: Брахма, Брама – (санскрит).
Источник

Брахман (санскр. brahman, первоначально «молитва», «молитвенная формула») — одно из системообразующих понятий инд. мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов. Это понятие оказалось инструментом структурирования мифологических (Б. персонифицируемый в виде божества Брахмы), ритуалистических и мистических парадигм всей ортодоксальной религиозной традиции Индии, начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад (см.: Веды). Уже в Атхарваведе Б. есть «лоно [всего] сущего и не-сущего» (IV. 1.1), и в нем заключены все боги — «как коровы в коровнике» (XI.8.32). Одновременно уже в поздневедийский период складываются основные понятийные производные от Б.: брахманы как класс жрецов, Б. как жрец с особой сферой компетентности, Б. как истолкования священнодейства и священного слова, Брахма как персонифицированное божество, один из будущих верховных богов индуизма. В ответ на вопрос, поставленный в одном позднем гимне Ригведы о том, чем были те лес и дерево, из которого вытесали небо и землю, составитель «Тайттирия-брахманы» отвечает, что этим исходным материалом был Б. (П.8.9). Отождествление Б. как сущности макрокосма и Атмана как сердцевины микрокосма восходит к Брахманам, но окончательно реализуется в древних Упанишадах, составляя содержание т.н. великих речений (см.: Веды). Б. отождествляется с Атманом как духовным ядром индивида, «обеспечивает» панэнтеистическую картину мира в индуизме, а в филос. школах веданты претворяется в Абсолют как универсальное мировое сознание, онтологически трансцендентное и одновременно имманентное миру. Показательно, что парадигма Б. воспроизводится и в махаянском буддизме, который на док-тринальном уровне оппонировал ей (ср. шуньята, тат-хата — «таковость», татхагатагарбха — «зародыш» вселенского Будды).
Источник

. Йога дипика - М: Альпина нон-фикшн, 2010.