Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Пуруша

Пуруша (др.-инд. Purusa, букв. «человек»)

В древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я»; в некоторых философских системах (напр., санкхья) Пуруша – вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей).
Пуруше посвящён гимн в «Ригведе». Для Пуруши характерны: многочисленность или многосоставность (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), большие размеры (он повсюду, со всех сторон покрывает землю, четверть его – все существа, три четверти – бессмертное на небе), власть над бессмертием, свойство «быть родителем своих родителей» (от Пуруши родилась Вирадж, а от неё – Пуруша) и ряд особенностей как первожертвы. Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации:

  • рот -> брахманы – жрецы,
  • руки -> раджаньи или кшатрии – воины,
  • бёдра -> вайшьи – земледельцы,
  • ноги -> шудры – низшее сословие (отражение сословной структуры варн);
  • дух -> луна,
  • глаз -> солнце,
  • уста – Индра и Агни,
  • дыхание-> ветер,
  • пуп -> воздушное пространство,
  • голова -> небо,
  • ноги -> земля,
  • ухо-> стороны света и т. д.

Тем самым Пуруша стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» – «быть многим». Расчленение Пуруши создаёт новый тип космической организации – вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса.

В переводе с санскрита - Человек. Человечество. Дух. Душа. «Я». Сознание. Персонификация мужского начала. Пурушу отождествляют с Брахманом, с Праджапати. Он выступает как первочеловек. Согласно одной из версий, Пурушу создали божественные сущности (риши). Накопив тапас, он создал воды, Брахмана и речь. По другой версии, боги создали тысячеглавого, тысячеликого, тысячеглазого, тысяченогого Пурушу как прообраз человечества. Принеся его в жертву, они расчленили его, сотворив неживое и живое, в том числе людей различных сословий, социальных групп (варна). В йоге и санкхье Пуруша выступает как дух, безразличный наблюдатель (драшти?), в присутствии которого причина (прадхана) побуждает материю (пракрити) творить. Как чистое сознание (чайтанья), Пуруша образует двуединство с буддхи. Он вечен, не имеет частей и не обладает творческой способностью, но побуждает к творению пракрити. Как дух, он стремится к освобождению от материи, но из-за собственной пассивности не может этого сделать. Индивидуальный аспект Пуруши — множество пуруш во всех живых существах. Пурушу отождествляют с атманом или с дживой. В буддизме термин «пуруша» означает личность, выступая как синоним пудгалы. Различают личность низшего уровня (адхама-пуруша), личность святого, архата или пратьекабудды (мадхья-пуруща) и личность бодхисаттвы (маха-пуруша). Каждый человек может подняться на любую ступень, целеустремленно занимаясь духовной практикой. Термин «пурушотамма» означает божественную сущность или человека, находящегося на высочайшем уровне духовного развития.

Источник

. Йога дипика - М: Альпина нон-фикшн, 2010.