Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ЯМА (Yama)

8 частей йогиЯма и нияма – это названия двух первых ступеней йоги, по классификации, приводимой мудрецом Патанджали. Это первое и основное указание человеку с чего начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования. Яма – пять внешних принципов взаимодействия с собой и с Миром. Нияма – пять внутренних принципов взаимодействия с собой и Миром.

Учение йоги содержит десять установок для медитирующих: ЯМА - пять запретных и пять предписывающих – “нельзя” и НИЯМА - “следует” духовного пути. Значение их в том, что они предотвращают “утечку” нашей энергии. Достигается это тем, что сначала с их помощью заделываются дыры в подойнике, а затем они помогают нам собирать “молоко” внутреннего мира.

Число этих установок невольно заставляет сравнить их с десятью заповедями Моисея. Между ними, однако, есть разница. Яма и Нияма это не столько заповеди, сколько рекомендации. Они не столько акцентируют страдание, которое принесёт вам их несоблюдение, сколько ту пользу, которую вы получите от их выполнения. Они указывают направления развития. Упражняться в них можно бесконечно, пока не будет достигнуто духовное совершенство.

Перечислим сначала все “нельзя”. Чтобы наполнить ведро, нужно сперва заделать в нём дыры. Эти пять установок сгруппированы в категорию яма – контроль. Казалось бы, странно, что этим принципам предпосылается отрицательное определение. Объясняется же это тем, что они утверждаются как добродетели, когда удаляются противоположные им, или негативные, качества. Подобным же образом, каждое правило ямы способствует расцвету внутренних добродетелей. Образно выражаясь, каждая яма смывает грязь, покрывающую истинное золото нашего существа. После же удаления негативной тенденции остаётся реальность души.

Яма в индуистской мифологии был первым человеком, который умер, впоследствии став богом царства мертвых. Он встречает души умерших людей, попавших в царство смерти, и ведет каждую душу в специально отведенное ей место. 5 правил ямы – это предостережения и указания людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться и избегать, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь. 

ЯМА - Воздержание. Пятью формами воздержания являются :

1. Ахимса

 Ахимса - воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях.  АХИМСА - ненасилие, отсутствие жестокости и несправедливости. Обычно это переводят, как «давайте не будем причинять никому вреда и насилия, давайте будем добрыми».

Правило становится правилом, если его применяют к самому себе, поэтому с себя и начнем. Попытайтесь быть внимательными и осознанными, почувствуйте, как много насилия по отношению к себе самим вы допускаете, как часто вы обижаете себя, как часто вы принуждаете себя к чему-либо? Мы способны относиться к другим или к Миру только так, как мы относимся к себе, по-другому мы просто не умеем. И, если мы хотим найти гармонию в отношениях с Миром, который нас окружает, мы должны прийти к гармонии внутренней, убрать насилие внутри нас самих. Это не значит, что нужно делать только то, что хочется – нет - нужно просто четко понять, чего же мы хотим в жизни, чего мы хотим в данный конкретный момент. Но это должно быть намерение, сформулированное с учетом интересов всех частей вашего сознания, вашего тела, души и духа. Когда они приходят к согласию, у вас нет сомнений в правильности принятого решения и выбранного пути. Но очень важно не обмануть себя, безумно важно суметь быть честным перед самим собой. Здесь и появляется следующий принцип Ямы - САТЬЯ.

В практике принцип АХИМСЫ проявляется в понимании того, что Асана или любая другая техника Йоги, является только средством, а не целью. Асана является естественным положением тела в пространстве. А значит насилию, в любой его форме, здесь места нет. Ученик не должен проявлять насилие по отношению к себе во время тренировки, как это часто бывает, пытаясь достичь неверной цели - принять форму- любой ценой в кратчайшие сроки. Это приводит к травмам, последствия которых приходится устранять довольно долго, а иногда такие травмы становятся нашим постоянным напоминанием о совершенных ошибках.

Насилие бывает не только прямое физическое, есть насилие тонкое и даже на первый взгляд не заметное. На первых этапах практики мы получаем громадное количество энергии, но не умеем правильно ее использовать. Один из примеров тонкого насилия и не корректного использования накопленной в практике энергии - любые попытки манипуляции людьми, ситуациями, событиями. 

В жизни принцип Ахимсы реализуется в понимании того, что любые силовые методы воздействия на ситуацию, любые попытки манипуляции Миром имеют в основе неосознанное проявление нашего эго. Если мы идем к цели напролом, значит, реальность не готова дать нам «зеленый свет», а значит, мы внутри не готовы к достижению этой цели. И вместо того, чтобы использовать полученную в ходе практики энергию на грубые манипуляции пространством, нам нужно направить ее на гармонизацию пространства внутреннего. Если мы пытаемся манипулировать людьми и ситуациями в целях реализации амбиций, значит, в место движения к свободе мы сами укрепляем стены своей тюрьмы изнутри.

Это не означает, что совсем не нужно заниматься реализацией социальных программ. Мы можем быть очень успешны в жизни и в бизнесе, просто любые попытки применения насилия и манипулирования только усиливают наше эго и еще больше фиксируют наш образ себя и ограничивают внутреннюю свободу. Да и Мир не любит, когда мы грубо вмешиваемся в его гармонию и всегда находит способ восстановить баланс и справедливость, а нам еще раз объяснить, что насилие, проявленное нами порождает насилие, проявленное по отношению к нам.

2. Сатья 
Сатья - воздержание от лжи, правдивость в словах и мыслях.  Но попробуйте быть честными сами с собой каждую секунду, пытаясь понять самого себя, пытаясь не забыть и не забить на потаенные порывы вашей души, пытаясь признавать потребности вашего тела и ума. Соединяя в одно целую дюжину субличностей, которые постоянно воюют за право доминировать в вашем сознании. Воюют не на жизнь, а на смерть, вы еще помните про АХИМСУ?

Так вот, для меня САТЬЯ - это постоянная внутренняя работа, направленная на то, чтобы быть честным перед самим собой, постоянно видеть себя таким, какой я есть, а не таким, каким я хочу казаться себе или людям, которые меня окружают. Когда человек шаг за шагом учится внутренней искренности, Мир начинает понимать человека и дает ему то, что ему действительно нужно для шага вперед в своем развитии.

В практике принцип САТЬИ проявляется в умении почувствовать состояние, в котором мы находимся прямо сейчас, в умении принять себя такими, какие мы есть. Тогда мы сможем сделать шаг вперед в своем развитии и в своей практике, с того места, где мы находимся в данный момент. Очень важно правильно оценивать свои силы и возможности. Если вы себя недооцениваете – вы заведомо позволяете себе быть слабым и инертным, развитие в данном случае происходит медленнее, чем хотелось бы – если вообще происходит. При переоценке своих сил и возможностей у вас появляется вероятность травм и срывов в практике. Если вы начинаете практиковать техники, к которым не готовы, у вас либо начинает сдавать тело, либо исчезает мотивация, а может ее и не было вовсе, или была, но не настоящая, не правдивая, придуманная – без САТЬИ.

Если принцип САТЬИ реализован верно, вы всегда четко ощущаете какие именно техники и в каком количестве вам нужно практиковать, ощущаете эффект, который они на вас оказывают и это понимание (видение ситуации) дает вам новый толчок к дальнейшему развитию.

 3. Астея 

(Астейа, Астеям) - отсутствие стремления к обладанию чужим; воздержание от стяжательства. «Стея» означает воровство. «А» в начале слова несет в себе противоположное значение. Буквальный перевод – «не кради». Можно перевести этот принцип как честность, справедливость. Давайте попробуем подойти к принципу АСТЕЯ чуть глубже, чем понимание на уровне - брать чужое не хорошо.

Идея состоит в том, чтобы быть честными и справедливыми, а для этого нужно видеть ситуацию не только под выгодным нам углом зрения, а отрешенно и непредвзято уметь оценивать ее с точки зрения гармонии и учетов интересов каждого. Понимать себя, а понимая себя, мы начинаем понимать других, их чувства, интересы, их состояние и можем гармонично общаться с людьми, которые нас окружают.

Воровство ведь бывает не только внешнее и проявленное, ведь красть можно энергию, время, внимание, идеи и т. д., и все это можно красть у самого себя.

Как часто мы себя обкрадываем, когда тратим время не такой уж и долгой жизни на всякую ерунду. Как много времени уже потеряно, а сколько энергии потрачено не эффективно? Можете считать, что все это вы украли сами у себя, того и не заметив, ведь для того что бы все это видеть нужна внутренняя САТЬЯ.

АСТЕЯ проявляется в соблюдении идеального баланса энергообмена при взаимодействии с Миром, в общении с людьми. Любое общение - это энергоинформационный обмен, при котором рождается новое видение и понимание реальности. Если общение происходит правильно, каждый из участников чувствует, что энергии у него стало больше. Если нет понимания АСТЕИ то человек настроен только брать, не чувствуя внутри готовности делиться и отдавать, а когда мы только берем – внимание, энергию, заботу, и энергия течет только в одном направлении, будьте готовы к тому, что она скоро совсем перестанет течь.

Когда мы поймем, что суть не в получении, а во взаимообмене и будем наращивать плотность взаимообмена, соблюдая баланс в энергии отданной и полученной, тогда мы почувствуем реализацию принципа САТЬИ

4. Апариграха

Апариграха - отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, нестяжательство, свобода от ненужных вещей. Обычный перевод – «непринятие даров». ПАРИГРАХА имеет значение - брать, хватать, «А» в начале слова придает противоположное значение слову брать, хватать.

АПАРИГРАХА имеет несколько аспектов: не стяжательство во всех его формах, умение иметь необходимое, при отсутствии кучи ненужного хлама. Непривязанность к результату своих действий, но действие ради самого действия, ради проявления себя, полной осознанности, то есть ради творчества в его чистом виде. Отсутствие чувства собственничества и желания обладать.

Апариграха в жизни – это отсутствие привязанностей по отношению к чему бы то ни было. Отсутствие привязанности к вещам, к месту жительства, месту работы, к людям, которые нас окружают, к погоде, эмоциям, фиксированным способам мышления и реагирования, и, наконец - отсутствие привязанности к самим себе, точнее к образу себя для других и к образу себя для себя. Состояние без привязаностей – это Свобода, ведь не имея желаний, мы ни к чему не идем, и ни от чего не бежим……

АПАРИГРАХА в практике – состояние, в котором практика становится не целью, но средством для достижения результата, результатом является специфическое состояние, - состояние йоги - ЧИТТА ВРИТИ НИРОДХАХ……

Если мы способны практиковать, не привязываясь к тому, что мы знаем и умеем больше других, если это не стоит целью – все нормально.

Иногда, в погоне за накоплением личной силы, ученики забывают зачем начинали ее накапливать, и уже не направляют её на собственное развитие и осознанность во всех своих проявлениях, а просто носятся с идеей о том, как много у них энергии, не помня, что энергия - это поток, и если перекрыть кран на выходе, - скоро энергия перестанет поступать.

Аспект собственничества проявляется в неосознанной ассоциации себя с вещами, которыми мы обладаем, это порождает внутренние фиксации и страх потерять себя с потерей вещей.

Желание обладать проявляется в отношении к людям, которых мы любим. Не осознавая, мы начинаем посягать на их свободу, и относимся как к части самих себя, или как к тому, чем мы обладаем, а это иллюзия! Это отсутствие свободы, это попытка фиксации Мира, энергии, Жизни – это СМЕРТЬ.

Внутренний аспект АПАРИГРАХИ - это отсутствие привязанности к образу самого себя, готовность видеть новые грани своей личности, готовность замечать и признавать внутренние изменения, происходящие в процессе жизни и практики. Когда теряешь привязанность к образу себя, уже не нужно тратить энергию на поддержание образа, и постепенно уходит страх, ведь уходит то, что мы так боялись потерять и так старательно поддерживали. 


Это далеко не полное описание всех аспектов ЯМЫ, но я надеюсь, что это в некоторой степени изменит ваше отношение к ЯМЕ и НИЯМЕ, как к непонятным правилам и устаревшей морали, невесть откуда появившимся в Йоге.

Понимание глубинного смысла данных принципов позволит нам изменить себя и свое отношение к Миру, понять те изменения, которые происходят внутри каждого, кто начинает заниматься Йогой, пытается развиваться и быть более осознанным. 
 

5. Брахмачарья 

Брахмачарья- контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностьюалчности. Воздержание от чувственности. Этот термин обычно переводится как целибат – сексуальное воздержание. 
БРАХМА – означает Бытие или Истина, одно из имен Бога.  ЧАР – можно перевести как «движение». АЧАРЬЯ – «живущий».

Человек, соблюдающий БРАХМАЧАРЬЮ – человек, движение которого направлено к Истине, чья жизнь направлена на постижение бытия, на постижение Бога. Много высокопарных слов, но без них, похоже, не обойтись. Здесь, на мой взгляд, очень важной является позиция наблюдателя, по отношению к своим действиям, мыслям, желаниям. Умение беспристрастно смотреть на себя и на Мир в моменты огромного горя и великого счастья. Умение за ворохом мелких желаний и суеты мыслей не забывать о важном - сущностной части нашего существа, которой весь этот бал-маскарад жизни погоды не делает. Не предавать своей духовности в угоду выгоды момента, пытаться увидеть суть внутри себя самого, суть происходящего в нашей жизни, отслеживать, на достижение каких целей направлены наши силы. Не забывать, кто мы и куда мы идем. Звучит так легко и банально, но так сложно сделать это частью своего внутреннего мира, частью нашей жизни. Но кто-то это уже осознал и принял и, соответственно, шкала их ценностей начала меняться. Что происходит не само по себе. Это результат практики. Даже простые техники, практикуемые изо дня в день, кардинально меняют нас, наши приоритеты в жизни, меняют саму нашу жизнь.

В обычной, повседневной практике БРАХМАЧАРЬЯ реализуется как постоянное, непрерывное внутреннее наблюдение, попытка почувствовать, уловить суть, постичь Истину.

Если рассматривать БРАХМАЧАРЬЮ в контексте сексуального воздержания, то самым важным здесь является момент контроля над семенем. Если адепт способен контролировать семяизвержение (контролировать, то есть оставлять семя внутри во время полового акта), значит, он способен соблюдать БРАХМАЧАРЬЮ. Мы очень мало осознаем себя в момент оргазма, и если достигнут полный контроль над движением семени и энергии во время оргазма, это один из признаков того, что адепт не теряет контроль и не забывает о том, на что направлены его движения и его жизнь. Более глубокое рассмотрение данной темы будет предметом одного из следующих очерков.

Воздержание приводит йога к согласию с окружающим миром, даже если сам мир не пребывает в согласии с ним. Когда говорят о четвертом воздержании, обычно делают особое ударение на сексуальном поведении. Эти пять принципов должны пониматься как воздержанность мыслей, слов и поступков.

Результатом успешной практики пяти форм Воздержания являются отсутствие какой-либо враждебности, эффективность речи и действий, простота в получении необходимого, развитие силы и воли, требуемых для обучения йоге, подлинное понимание сути событий и внешних обстоятельств. Существует распространенное убеждение в том, что подобный человек не беспокоится ни о чем, за исключением последствий своих собственных возможных глупостей и ошибок.

 

Примечание.  В традиции йогов-натхов говорится не о пяти а о десяти принципах Ямы. К уже перечисленным выше добавляются:
Кшама - способность прощать тех, кто слаб и по невежеству совершает оскорбления в ваш адрес. 
Дхрити - устойчивость в йогической садхане, стремление преодолевать трудности на духовном пути. 
Крипа - сострадание к людям, которые пребывают в невежестве, не зная истинного пути, ведущего к освобождению от страданий (дукха-тита). 
Арджава - прямодушие в отношении с Гуру и другими практикующими. 
Митахара - чистое саттвичное питание. 
Шауча - чистота тела и ума. Тело очищается посредством йогических практик (шат-карма).  

 

См. также Яма, Нияма 

Использованы материалы сайтов ananda.ru,  radosvet.net ,  nathi.ru

. Йога дипика - М: Альпина нон-фикшн, 2010.