Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Я (Self)

Понятие Я имеет в йоге два принципиально различных значения. Существуетподлинное Я — атма, или пуруша (см.) — и ложное Я, физическое тело и разум,которое в результате огромной ошибки человек считает своим настоящим Я.Развитие такой персональности очень легко наблюдать в процессе роста ребенка:вначале он обладает сознанием высокого уровня, но не имеет мыслей о себе самомкак о сущности или о чем-либо ином в мире, но затем он постепенно выстраиваетсвою персональность, узнавая, что он может и что не должен делать, слушая, чтоо нем говорят другие, и даже просто глядя в зеркало, пока не приходит к уровнювзрослого человека — чрезвычайно обусловленному, включающему стереотипывнешнего вида, профессии и множество привычек тела, эмоций, способов действияи образов мышления.

Развитая личность полезна для мира и общества, но йог не рассматривает ее каксамого себя, и когда он обретает ясное понимание различия между своимподлинным Я и ложным Я, он постепенно все меньше интересуется последним, послечего клеша (см.), которые образуют ложное Я, слабеют и улетучиваются, тогдакак медитации йога на истинном Я уводят его прочь от вопросов "Кто я? Что я?",которые были необходимы вначале, и таким образом открывают путь интуиции ипроницательности, связанной с его подлинной сущностью. Он вплотнуюприближается к тому моменту, когда Природа уже не может научить его ничемуновому, следовательно, он уже не нуждается в новых инкарнациях, и — самоеглавное — сила его сознания становится твердой и мощной в самой своейприроде, а подлинное Я обретает Освобождение (кайвалья, см.).

В дополнение к характеристикам бытия, знания и счастья (сат-чит-ананда, см.),Я часто определяется как неомраченное, незапятнанное (нирмалатва) и вечное(нитья). Некоторые добавляют также шесть негативных характеристик: Я (1) несуществует (в категориях бытия проявленного мира, субъективно либообъективно); (2) никогда не было сотворено; (3) не развивается; (4) неизменяется; (5) не разлагается; (6) не прекращает своего существования. См.также Низшее Я; Высшее Я; Не-Я; Сверх-Я.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.