Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ (Subject and Object)

Эти категории представляют собой две стороны сотворенного: объект —материальный, а субъект — умственный, жизненный аспект Природы. Оба онирассматриваются как эманации единой Божественной и верховной Реальности,беспричинной причины всякого бытия и всего сущего; таким образом, они являютсятеми силами, которые в современных понятиях могут быть описаны как сила,претворяющая прошлое в настоящее (что, по нашему мнению, может служитьнаиболее точным определением материи), и сила, привносящая в настоящее будущее(что, очевидно, является свойством позитивного разума). Объект и субъектсоответствуют функциям Брахмы и Вишну. Третий член Божественной троицы, Шива,пребывает вне категорий объекта и субъекта, и йогу необходимо воспитать свойразум как можно более открытым и незамутненным с целью приближения к этомутретьему проявлению Божественного.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.