Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ПЛОДЫ МЕДИТАЦИИ (Powers Obtained by Meditation)

Патанджали приводит следующий список знаний и способностей, возникающих врезультате фиксации разума, саньямы (см.):

Знание прошлого и будущего. Достигается саньямой на тройственном изменениипредметов: изменениях их сути, качеств и условий.

Понимание значения звуков, издаваемых животными. Достигается саньямой наразличии звука и слова, объекта и значения.

Знание предыдущих воплощений. Достигается рассмотрением тенденций развитияпривычек, шаблонов состояния (санскар, см.).

Знание содержимого ума (читта, см.) других людей. Достигается рассмотрением ихментальных образов.

Погруженное состояние. Достигается саньямой на форме тела, волей к избавлениюот привязанности к ней и разделения видения и глаз. Многие интерпертируютпогруженное состояние как невидимость тела, однако некоторые придерживаютсяпозиции, что это означает покидание тела во время транса и перемещение втонком теле. В Индии распространено убеждение, что великие йоги способны посвоей воле становиться невидимыми, дабы оградить свой покой, однако возникаетразница во мнениях, осуществляется ли это путем управления эфиром вокрестности тела, либо наведением иллюзии на наблюдателя. С точки зрения йогаэто скорее представляется вопросом силы воли, чем осознанными манипуляциями,подобно присущим всем нам неосознаваемым функциям тела, такми как ходьба, прикоторых тело подчиняется воле разума, как только в нем возникает умственныйобраз хождения и он подтверждает действие, отображаемое образом.

Знание момента смерти. Достигается саньямой на двух формах кармы (см.):зарождающейся и скрытой. Другим способом является правильная интерпретациязнамений: чего-либо необычного или проявляющегося за обычными пределамивосприятия.

Различные формы силы. Достигаются саньямой на симпатии, дружелюбии, и т.п. Этидобродетели должны воспитываться намеренно, до тех пор, пока их ощущение нестанет осознанным и хорошо известным, после чего на них можно медитировать. Вэтом случае чрезвычайно уместно изречение о том, что добродетели должнывоспитываться во имя самих добродетелей.

Физическая сила и различные качества других существ. Достигаются саньямой наобразе слона и этих существ. Существует древний афоризм о том, что человекстановится тем, о чем думает. Человек способен стать Мастером, медитируя намастерстве мастера, равно как человек становится более человечным, постигая,что означает быть человеком. Созерцание отдыхающей кошки может помочьрасслабиться, гальки — придать плавности, столба — укрепить в твердости.

Знание крошечно малых, скрытых и удаленных предметов. Достигаетсяраспространением развитого видения или рассмотрением предметов внутреннимвидением, возникающим при закрытых глазах. В этом случае имеет место толькорассматривание, но не воображение и не запрашивание, которые могут исказитьясновидение.

Не должен человек ожидать и видений, ибо результат может прийти в словеснойили символичной форме, или в виде ясной мысли или идеи. Существованиеспособности подобного ясновидения можно проверить. Возьмите двенадцать карт,перемешайте их, разложите в ряд рубашками вверх, закройтее глаза и наблюдайтеза тем, что проявляется во внутреннем виденьи. Проверьте и пометьте результат.Повторите это 120 раз. Если вы правильно определяете не менее 10 карт, и этоповторяется в большинстве тестов, то в определенной степени вы являетесьясновидящим. Это свойство быстро развивается регулярными упражнениями.Необходимо сделать следующее предупреждение: во время опытов не размышляйте ине беспокойтесь о том, удается вам это или нет, растет ли ваша способность;можно позволить себе думать об этом только по окончании всего набора проверок,всех 120 раскладок.

Во внутреннем видении, за закрытыми глазами, возникают образы внешнихобъектов. Сосредотачивая внутренний взор на макушке головы, возможно увидетьсовершенных созданий, пребывающих вне человечества, а также обретатьпредвидение, знание будущего, и находить ответы на другие сокровенные вопросы.

Патанджали утверждает, что саньяма может проводиться на чем угодно иприводить, подобно ясновидению, к тому, что сейчас называют психометрией, тоесть знанию других объектов, связанных с предметом рассмотрения. Так,например, когда коробочка с небольшим предметом была выслана почтой в другойгород, где ее показали ясновидящему, он не только увидел предмет в коробочке,но и магазин, где его продали, человека, купившего предмет, и много другихсвязанных с этим событием образов.

Что касается самого человека, то следует особо отметить саньяму, направленнуюна сердечный центр. Она приводит к обретению знания собственного характера исклонностей и развивает чувствительность по отношению к окружающей жизни.

Для йога, нацеленного на достижение цели человеческой жизни, наиболее важнойявляется саньяма, направленная на постижения подлинного Я человека. Прозрениеи интуиция, относящиеся к объективным предметам, хотя и являются признакамисилы обращенного вовне разума, но тем не менее представляют собой препятствияк успеху его высшего созерцания.

Левитация достигается саньямой на жизненном ветре, именуемом удана (см.).

Яснослышание проявляется как результат саньямы на связи слухового аппарата иэфира (акаша, см.). В этой практике необходимо особое внутреннее намерение,так как слух является наиболее духовным и наименее внешнеориентированнымвосприятием.

Астральные перемещения достигаются саньямой на связи тела и эфира (акаша,см.), или на чем-то легком и свободном, например на кусочках ваты.

Власть разума над материей достигается саньямой на объективном предмете,проводимой в пять стадий, означающих постижение его объективного характера, лиформы; составляющих его субстанций (то есть, стихий земли, воды, и так далее);его более тонкой, чем материальные проявления, природы; его отношений сдругими предметами; и его назначения и извлекаемой из него пользы. Первые триступени связаны с тройственностью Объект, Качество, Действие (см.), а двепоследние — с его взаимоотношениями с другими объектами. Они приводят также кразвитию власти над стихиями, совершенствованию тела, неподверженности еговлияниям земли, воды, и других элементов.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.