Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

КУНДАЛИНИ (Kundalini)

Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости,расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине —фнудаментальной силе, или энергии, — таким образом, она женского рода. Обычноона покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийсявдоль позвоночника, который называется сушумна (см.). По мере практикилайя-йоги (см.), кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по каналу,на который нанизаны шесть чакр (см.). Некоторые йоги говорят, что этот процесссопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждаячакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит ксовершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с"качествами" человека, с которыми связана каждая чакра. Разумеется, оченьважно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный,или по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями.

Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге,однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но толькопод непосредственным руководством знающего учителя. В этих методикахдопускается использование и асан (см.), и кумбхаки (см.) и мудра (см.).Строгие последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, чтокундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения впрактике медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершеннонезаметно.

Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей ихкундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. Всушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий каналпод названием ваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, окотором говорят, что он "тонок, как паутинка". Йог продвигает кундалининастолько высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либолотоса, или чакры, ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх.Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливаетфункции этого центра, приводит их в латентное, спящее состояние; такпродолжается до тех пор, пока она не достигает "тысячелепесткового лотоса"(см. Сахасрара Падма) в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и тамона наслаждается совершенством бытия. После этого, по мере своего отступленияназад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы,но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это может пробуждатьопределенную степень ясновидения и сходных способностей, однако то, что йогсможет увидеть, зависит от состояния его разума; его интерпретация и пониманиеувиденного будут зависеть от степени его эволюции и способности избежать"личного фактора", собственного влияния на описание виденного.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.