Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ДВЕ ФОРМЫ САМАДХИ (The Two Samadhis)

Они называются сампраджнята и асампраджнята. Первая предполагает познание всмысле присутствия объекта, или предмета умственного внимания, но во второй неучаствует ничто объективное.

Сампраджнята разделяется на два типа: первый связан с распознаванием,проверкой (витарка), или освидетельствованием. Это происходит, когдапроизнесено слово, и возникает желание понять его значение и объект, илипонятие, ему соответствующее. После размышления о слове и его значении вразуме вдруг наступает проявление знания, и человек восклицает: "Да, теперь японимаю, это означает то-то." Следует отметить, что в начале этого процессанечто просто подвергается рассмотрению (как, например, когда человек выбираетдля медитации тему из какой-либо книги, к примеру, из "Бхагавад-Гиты"); этопервичное состояние есть ментальный тамас, оно подобно темной комнате илинеосвещенному объекту. Затем начинается процесс рассмотрения, вопросов; этотпроцесс представляет собой ментальный раджас. Затем приходит понимание — и сним прекращается рассмотрение, — которое является ментальной саттвой. Этопоследнее состояние называется непроверочным (нирвитарка) и представляет собойсамадхи, обладающее зерном (нирбиджа); это означает, что самадхи завершаетсятам же, где началось, но с определенным просветлением разума по отношению кобъекту или предмету рассмотрения, над которым работал разум (манас), и сопределенным очищением или исправлением образа этого объекта в уме (читта),который получал все результаты этой работы и сохранял их в системе привычек(читта-санскара). Второй тип сампраджняты связан с исследованием нового(вичара) и имеет более тонкое содержание. Когда принято решение о том, чтособой представляет объект, и разум смолкает, возможно достижение самадхи наэтом объекте. Затем, или в другой раз, по отношению к объекту может возникнутьдругая, исследовательская форма запроса (вичара). Она относится к тому, чтоназывают тонкой (сукшма) природой объекта. "Тонкая" не означает здесь"тонкости" в материальном смысле, как тонкая нить уже толстой, или электронменьше атома водорода; это соответствует субъективной значимости — тому, чтоданный объект означает для эмоций, для интеллекта (его класс, сходства иподобия с другими и т.п.); каково его место в причинно-следственных связях; инаконец, каково его значение для характера и воли субъективного Я, или полногоразума, включающего мышление, ощущения и волеизъявление. Однако такойумственный процесс неизбежно остановится перед неопределимым (алинга), так какэто процесс размышления о чем-либо, оперирующий только определяемымипонятиями. И вновь, по окончании исследования, или рассуждения появляетсясвет, и человек говорит себе: "Теперь я понимаю." Созерцание этого пониманияесть нераспознающее (нирвичара) самадхи, и в нем заключается высший свет,которого способен достичь разум в материальном мире. Вначале, когда он связанс прочитанными или услышанными идеями, он обладает свойством тамаса; затем, впроцессе размышления, он переходит к свойству раджаса; однако стадия нирвичарав созерцании относится к саттве. Вновь, однако, такое созерцание обладаетзерном (сабиджа), так как возвращает разум назад к объекту, от которого онотталкивался.

Вторая форма созерцания, или самадхи — асампраджнята — также являетсяумственным процессом, однако она представляет собой обращение к тому, чтопребывает вне объективности, как грубой, так и тонкой. В данном случае этовстреча с неопределяемым, которое есть не что иное, как подлинное Я, пуруша.

Следует отметить, что когда процесс нирвичара сампраджнята самадхи полностьюзавершен, он оставляет после себя соответствующий шаблон состояния, илисклонность (санскара), которая в определенном смысле преобладает над прежнимиосновными наклонностями. Асампраджнята самадхи тоже устанавливает своего родашаблон состояния разума — привычку внимательности к неопределяемому, —который превозмогает все более ранние наклонности и устанавливает основнуютенденцию именно к этой форме самадхи, что с каждым разом облегчает ее. Всеэто ведет к новому восприятию (вивека) и далее к независимости (кайвалья), чтоотмечается в разуме не только знанием, но и неизъяснимой радостью (ананда),которая, впрочем, представляет собой знание самого себя, осознание самогосознания. См. также Препятствия Самадхи; Самадхи; Созерцание.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.