Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ВИДЕХА И ПРАКРИТИЛАЙЯ (Videha and Prakritilaya)

На определенных стадиях пути, или скорее, паломничества йоги, существуетвозможность приостановить практику созерцания и предаться удовлетворению темуровнем сознания, который достигнут к текущему моменту, пребывая при этомдостаточно долгое время в бестелесном состоянии, вне воплощений. В этом случаеприсутствует только наслаждение развитым состоянием осознанности разума, но непроисходит его дальнейшего развития, для которого необходим опытвоплощенности. Считается, что подобное в некоторой степени случается со всемизадумчивыми и добрыми людьми, и в этих случаях разум обеспечивается всемнеобходимым и интересным для высшего разума, сердца и воли, и эти данныестановятся объектами размышления и медитации, происходящих в развоплощенномсостоянии без усилий и помех. Эта память включает воспоминания обо всехсобытиях последней жизни, в которых проявлялись Добро, Истина и Красота. Этонекая форма Небес, обеспечивающая возможность внутреннего созревания разума.Очень старые люди способны в некоторой степени испытывать это состояние; онистановятся несколько отстраненными от того, что происходит вокруг, ичрезвычайно внимательны к самым отдаленным воспоминаниям. Отец автора этойкниги в старости признал, что извлек из воспоминаний гораздо больший прок, чемво время соответствующих событий в прошлом, и сейчас они означают для негомного больше, чем раньше, в молодости.

Случай развитого йога, желающего какое-то время отдохнуть, является предельнымвариантом описанного выше. Как считается, он становится видеха на тысячи лет.Такой человек по-прежнему обладает сознанием себя как личности, Я; такимобразом наблюдение образов и ощущаемое при этом удовлетворение происходят вполной осознанности.

Иногда понятие "видеха" применяется также к божествам и девам, освобожденнымсуществам, которые в прошлом были людьми. Эти существа не отделены отБожественного бытия, или Брахмана, но исполняют различные его функции исвойства.

Другой класс развоплощенных существ описывается как поглощенный, растворенныйв Природе (пракритилайя). Они также пребывают в приостановленном состоянии, нов отличие от видех, заинтересованы в наслаждении стихиями, элементами,природными субстанциями воздуха, воды, и т.д., то есть не ментальной, аматериальной стороной Природы. Это может происходить с людьми, развившимизначительные способности медитации и созерцания и стремящимися к постоянствустихии земли, текучести стихии воды, расширяемости стихии воздуха, илиизлучению стихии огня. Их мысли склонны к этим объективным совершенствам;считается, что их склонности и удовольствия, получаемые от их восприятия, надлительное время повергают их в состояние наслаждения стихиями. Учениковобычно призывают избегать видехи и пракритилайи и следовать к конечной целипутем веры в себя и веры в Бога (см.).


. Словарь Йоги - К: София, 1996.