Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ВАЙЮ (Vayus)

Жизненный ветер. Эти ветры представляют собой те силы Природы, которые спомощью чакр и связанных с ними сплетений приводят в действие несколькоавтоматически функционирующих отделов человеческого организма. В литературеперечисляется десять жизненных ветров, но пять из них считаются наиболееважными, так что очень часто можно встретить упоминания только о "пятижизненных ветрах". Эти пять ветров называются: прана, апана, самана, удана ивьяна; соответственно, они связаны с центрами (чакрами) в области сердца,ануса, пупка, горла и гениталий.

Общий принцип вайю основан на том, что человеческий организм представляетсобой троицу — плотное тело, эфирный "двойник", как его часто называют, ижизненная сила, которая их соединяет; последние две компоненты в философииведанты называются пранамайякоша (см. Коша). Эфирный двойник можнорассматривать как "мозг тела", так как он включает санскары (привычки),которые управляют бссознательными функциями плотного тела и относятся к отделусимпатической нервной системы, так что эфирный двойник работает какподсознательный ум этого отдела, включая и то, что можно назвать материальнойпамятью. Таким образом, эта тройка ответственна за все непрерывные процессыорганизма, такие как дыхание, пищеварение, кровобращение, потоотделение, ит.п. а также за чрезвычайно важный процесс распределения поступающих ворганизм материалов по нуждающимся в них отделам тела, с тем чтобы в егоорганах и отделах продолжалось непрерывное обновление устаревшего материала.

Жизненные ветры сильны, когда существует гармония между различными органамитела и эфирным двойником. Снаружи это идеальное взаимодействие нарушается,когда тело подвергается нездоровым условиям (например, загрязненному воздуху,неперевариваемой пище, неправильному положению тела и т.д.), и изнутри —нездоровыми мыслями и желаниями, которые загрязняют эфирного двойника,беспокоят его привычки и могут даже приводить к психосоматическимзаболеваниям. Это происходит потому, что пранамайякоша (см.) оченьчувствительна к камам (желаниям, эмоциям, страстям), входящим в маномайякошу(см.). Таким образом, праны, или вайю являются поддерживающими человека"жизненными силами" природы, и их устойчивое течение, устанавливающееся, есличеловек надлежащим образом обращается со своим физическим телом и эфирнымдвойником, является примером того, как "Бог помогает тем, кто помогает себесам".

Пять младших вайю называются нага (рвотоизвержение), курма (мигание), крикала(выделение желудочного сока), девадатта (зевота) и дхананджайя (распределениепитательных веществ).


. Словарь Йоги - К: София, 1996.