Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

БХАКТИ (Bhakti)

Вера, преданность. Обычно понимается как вера в Бога, особенно привязанность кБогу как к источнику всего доброго, как к верховной Щедрости и Добру. Присозерцании этой доброты возникает поклонение, чувство взаимосвязи и единства сДобром, которая простирается далеко за пределы той осознанной привязанности,дружбы и любви, которая связывает нас с другими человеческими существами (см.буддхи), развиваясь до подлинного осознания Божественного. Другими словами, внас природно заложены способности и свойства (1) осознания вещей вокругпосредством дара чувств и понимания их посредством дара мышления; (2)осознания окружающих нас живых существ и их понимания путем дара любви; (3)осознания Божественного и понимания Его путем веры, преданности и почитания. Вистинных вере и поклонении, разумеется, нет места ни эгоистичности, нивыпрашиванию милостей, но только восторг и любовь к Богу; в равной степенивера не допускает понимания Бога ни как огромного материального, обладающеготелом существа, ни как великого сверхчеловека или сверхразума. Однако,размышляя об этих чувствах, нельзя забывать о том, что они приносят человекунечто новое, по природе своей лежащее вне двух привычных для нас форм бытия,материального и ментального. Именно поэтому великие святые и мудрецы, которыеобрели этот опыт, неспособны описать его, так как его невозможно сравнить счем-либо когда-либо испытанным; тем не менее, они утверждают: "Теперь мыдостигли подлинного существования, истинного сознания, и настоящей радости, посравнению с которыми все, что мы испытывали до этого, не заслуживает даженазваний существования, сознания и радости." Разве не удивительно, что людиспособны развиться до подобного уровня, и что многие лучшие представителичеловечества достигли его, причем объявили вершиной мудрости поиск Добра — иБога — в любой сфере опыта? Подлинные вера, преданность и поклонение недопускают эгоизма или ожидания наград, но как и в настоящей человеческойлюбви, единственным соображением которой является счастье любимого человека, вних роль играет только желание счастья Бога (если это можно так выразить),хотя в обоих случаях любовь дарит великое счастье также и любящему, даже еслииногда, из-за неведения, она может сопровождаться страданиями.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.