Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

БРАХМА (Brahma)

Это имя нельзя путать с Брахманом. Брахма, согласно "Пуранам", есть тот аспектБожественного Единства, или Бога, который ответственен за акты творения, всмысле возрождения и сохранения материальной стороны всех вещей; его можнотакже назвать субстанцией-силой, включающей материю, энергию и законы природы.Современные авторы определяют этот источник силы, субстанцию как энергию,воплощающую прошлое в настоящем, или всеобщий закон инерции (как инерциипокоя, так и инерции движения). Этот цельный и устойчивый образ мирапредставляет собой область, подвергающуюся непрерывному изменению подвоздействием всех инкарнированных разумов (которые относятся к Вишну, см.), ановая складывающаяся картина мира вновь становится предметом заботы и стимуласуществования Брахмы. Таким образом, мир представляет собой состояние"целенаправленного восприятия идей", а устойчивость и постоянство мираобеспечивается вечнопроявленной силой и деятельностью Брахмы.

Символически Брахма изображается сидящим на полностью раскрывшемся цветкелотоса, длинный стебель которого произрастает из пупка Великого Божества, егоисточника. Таким образом, считается, что Брахма, эта основа, или Бог, ирезультаты его деятельности (материальная сторона вещей) облекаются силой иподчиняются задаче, поставленной Великим Божеством, которое естьнеобусловленная причина и первичная основа всего сущего. Слово "Брахма"происходит от корня, означающего "расширяться, распространяться". Из этогоследует связь этой силы с материальной стороной существующего, котораяхарактеризуется атрибутами протяженности и пространства.

Отношение йога к этому аспекту, или силе Божества является отношениемпротиводействия, ибо йог стремится преодолеть в себе любую склонность кподчинению прошлому, и должен научиться управлять своим телом, эмоциями инизшим разумом (читта), а все эти явления представляют собой характерныесвойства материального.

В целом, эта идея очень тесно согласуется с концепцией Трех Логосов, возникшейв гностических течениях Греции, Ближнего Востока и у ранних христианскихгностиков.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.