Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Сиддхасана

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Асаны и Комплексы > Комплекс для начинающих В.Бойко > Сиддхасана

СидхасанаСиддхасана  — «совершенная поза». Это асана чисто медитативная и, несмотря на кажущуюся простоту, пройдёт много времени, прежде чем голени в ней непринуждённо развёрнутся у вас пятками вверх, как это выглядит у Айенгара. При долгой и упорной практике данная поза прежде всего воздействует на суставы коленей и бёдер. Конечно, не стоит пытаться сразу сесть «как на картинке», лучше вначале делать как получается, по возможности укладывая одну ногу сверху другой, — это будет нечто среднее между «Сукхасаной» (облегчённой позой) и «Падмасаной» — «позой лотоса». Устраивать ноги в подобие «Сиддхасаны» нужно таким образом, чтобы возникал минимум дискомфорта, не говоря уже о боли или явных неудобствах. Если колени позволяют сидеть таким образом, но туловище отклоняет назад поясница либо суставы бёдер, можно устроиться у стены или какой нибудь вертикальной плоскости, чтоб разгрузить спинные мышцы и пресс от лишней работы. Для пранаям и психотехник необходимо свободно находиться в «Сиддхасане» до получаса или более. Чтобы набирать время привыкания к этой позе, можно сидеть со скрещенными ногами в повседневности, например во время чтения, перед телевизором, компьютером, музыкальным инструментом либо даже за письменным столом.

 

 

Чрезмерное усердие, однако, всегда содержит в себе риск перегрузить суставы коленей, что выражается в непривычных ощущениях при движениях повседневности. Отсюда закон таков: какие бы и сколько асан накануне вами не выполнялись, сегодня в теле не должно быть новых и непривычных ощущений, о боли или неприятности даже речи не может быть! Возникновение в повседневности ощущений, которых раньше не было, — чёткий признак перегрузки (подробней см. главу «Работа с ощущениями»).

В «Гхеранда самхите» сказано: «Начинающий в йоге не должен спать мало, не должен спать много, не должен работать мало, не должен работать много...»
Процитирую также «Бхагавадгиту»: «Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в деятельности и делах, умеренного во сне и бодрствовании бывает йога, уносящая горе»  (VI, 17).
Иными словами, на период адаптации к асанам следует устранить из своей жизни экстремальные нагрузки, что очень важно. Для более чёткого понимания приведём пример: пусть у человека давние проблемы с поясницей, и он начал заниматься Хатха йогой именно по этой причине, где нибудь с осени. К следующему лету поясница перестала напоминать о своём существовании, и с началом дачного сезона человек, влившись в поток жаждущих, бодро ринулся на дачный участок, ощущая себя непривычно здоровым и нацеленным на трудовые подвиги. Недели через три он находит меня в Москве с вопросом: «Как же так, вот спина снова начала болеть, и асаны не помогают?...»

«Давайте разбираться, — сказал я. — Вы сколько лет мучались со спиной? Десять как минимум? Хорошо. Сколько времени приводите её в порядок с помощью асан? Восемь месяцев. Когда спина была ещё здоровой, как долго вам надо было вскапывать землю на участке, чтобы поясница начала болеть? Понятно, часов шесть, а сколько вы сейчас работаете? Не меньше. Теперь давайте прикинем: вы хотите за несколько месяцев полностью исправить всё то, что сделали со своим позвоночником за последние десять лет, при этом нагружаете его теперь так, что и здоровая ваша спина этому бы не обрадовалась. А между тем необходимое восстановление происходит, вы это знаете и чувствуете, потому были заранее предупреждены, что в этот период следует избегать чрезмерных воздействий на те области тела, где была патология. Вопросы есть? Как говорил товарищ Сухов — вопросов нет...»


Советуем посмотреть

Свами Шивананда (1887–1963)

Один из наиболее известных современных философов йоги, святой и мудрец. Рано выявившееся намерение изучать основы и традиции веданты, а также сострадание и желание служить всем людям привело его к получению медицинский образования. После непродолжительной работы в Малайзии он возвращается в 1924 г. в Индию и остается в Ришикеше. Шивананда (букв. «блаженство всевышнего») осознает свою миссию, как служение человеку, полную самоотречения и аскетизма. В 1932г. он основывает Ашрам, в 1936 — Общество Божественной Жизни, а в 1948 г. — Лесную академию йоги и веданты. После предпринятого в 1950г. блистательного путешествия по Индии и Шри-Ланке, Шивананда созывает «Всемирный парламент религий». 14 июля 1963 г. Свами Шивананда вошел в махасамадхи, оставив после себя более 300 книг и сотни учеников самых разных национальностей, принадлежащих к разным религиям и исповедующим самые разные убеждениям. Его Ашрамом сейчас руководят Свами Чидананда и Свами Кришнананда.

Какие продукты нельзя есть натощак

Выпечка вызовет апатию, цитрусовые — гастрит, а кофе с молоком — камни в почках.
То, что завтрак — самая важная еда за день, мы с горем пополам выучили. В итоге утром мы добросовестно едим, да только не всегда то, что нужно..

Биджа-мантры для открытия чакр

Чтобы активизировать энергетические центры человека или чакры, последователи тантры и йоги используют специальные биджа – мантры или мистические слоги – формулы. Каждая чакра имеет свой корневой звук. Так как чакры представлены в виде лотосов, то корневой звук находится в самой сердцевине лотоса, а второстепенные звуки чакр располагаются на лепестках этих лотосов – чакр. Работа с чакрами состоит из трех основополагающих этапов.