Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Пранаяма №10 (растягивание рёбер)

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма > КАТАЛОГ ПРАНАЯМ > Пранаяма №10 (растягивание рёбер)

Информация:

  • Номерная пранаяма, выданная Учителем.
  • Называется «Дыхание для растяжения рёбер».

Назначение:

для увеличения подвижности грудной клетки, её размаха .

Противопоказания:

отсутствуют.

Исходное положение:

  • стоя лицом на север (женщинам - на юг), ноги вместе, кисти рук поставить с боков на грудную клетку как можно выше, большими пальцами рук к спине, че­тыре остальных направлены вперёд и лежат на рёбрах.

Правила выполнения:

  • Выполнить полный вдох.
  • С полным, медленным выдохом, плавно увеличивая усилие, давить ладонями с бо­ков на грудную клетку до конца выдоха, как бы выжимая воздух из лёгких.
  • После выдоха ослабить давление рук на грудную клетку и выполнить вдох.
  • Далее повторяется выдох с давлением на грудную клетку, и т.д.
  • По окончании заключительного выдоха выполнить вдох и с последующим выдо­хом опустить руки и принять И.П.
  • Выполнять 4 дыхания.

Усложнённый вариант выполнения упражнения.

  • И.П.: то же.
  • П.В.: те же, только сдавливать грудную клетку периодически, то увеличивая уси­лие нажима рук, то ослабляя его, но, не снимая его совсем, как при игре на «гармошке».

Полная форма выполнения.

  • Полной формой является последовательное выполнение основного варианта вы­полнения упражнения с усложнённым.

Тонкости выполнения упражнения и правила безопасности.

  • Во избежание травмы грудной клетки ладони и пальцы обеих рук должны лежать на рёбрах как можно выше2.
  • По окончании выдоха необходимо делать очистительное дыхание.
  • При освоении начинать практиковать только с первой разновидности.
  • За счёт глубокого воздействия на все органы дыхательного аппарата и благодаря сильному возбуждению лёгочной ткани при резком прекращении практики выполнения данной пранаямы может возникнуть ощущение нехватки воздуха (одышка).

Концентрация внимания при выполнении упражнения:

  • На правилах выполнения пранаямы.
  • На внутренних ощущениях.
  • В момент вдоха и на выдохе сознание направлять в область сердца, на лёгкие, по­звоночник и мышцы рёбер.

Физический эффект:

Физиологический эффект:

  • Возбуждает и очищает лёгочную ткань альвеол и бронхов.
  • Тонизирует лёгкие и сердце.
  • Улучшает эластичность грудной клетки.
  • Возбуждает нервную систему и повышает её устойчивость к стрессам.
  • Тонизирует межрёберные мышцы и глубоколежащие мышцы грудного отдела по­звоночника.
  • Расширяет грудную клетку.
  • Увеличивает жизненную ёмкость лёгких и полезную амплитуду дыхания.

Энергетический эффект:

  • Заряжает энергией сердечный энергетический центр (Анахату).
  • Даёт уверенность в себе.

Психический эффект:

После выполнения упражнения человек чувствует себя в силах выдержать любое напряжение, выйти победителем в борьбе с трудностями.

Терапевтический эффект:

  • Является хорошим средством против дрожания рук и головы на нервной почве.
  • Повышает мыслительные способности.
  • Излечивает при защемлениях и воспалениях межрёберных нервных окончаний.

Выполнение упражнения для совершенствования.

  • Прокачка.
  • Работа с энергиями: чакровыми, природными, авезиловскими, от старшего капсулы.
  • Работа с мудрами и стихиями.
  • Получение состояния и работа с ним.

Вопросы для самоконтроля:

Стандартные вопросы к выполнению асан и пранаям:

  • Опишите правильное положение тела перед выполнением входа в асану.
  • Опишите этапы входа в асану и правильное положение тела в асане.
  • Опишите выход из асаны.
  • Каким образом необходимо дышать при входе в асану, на статическом этапе выпол­нения асаны и на выходе из неё? Ответ обоснуйте.
  • Почему на первых этапах освоения асан (пранаям) всё внимание необходимо сосре­дотачивать на правилах выполнения асаны (пранаямы) и собственных ощущениях?
  • Какие правила безопасности при выполнении данной асаны (пранаямы) вам известны?

Вопросы для размышления:

  • Каково назначение Пранаямы №10 - «Дыхание для растяжения рёбер»?
  • Какие правила безопасности существуют при выполнении Пранаямы №10?
  • Какие физические и терапевтические воздействия на дыхательную систему оказывает постоянная практика Пранаямы №10?
  • Опишите своё состояние после выполнения Пранаямы №10.

____________________________

2 Пары 10-ти верхних рёбер одним концом крепятся к позвонкам, а другим - к грудине, а нижние, 11-я и 12-я пары. крепятся только к позвонкам и имеют из-за этого большую подвижность, из-за чего их ещё называют «плавающими».

Приведена методология выполнения Школы Йоги Гуру Ар Сантэма


Советуем посмотреть

Свадхистхана-чакра

Слово сва  на санскрите означает «собственный», а слово адхистхана  — «место обитания, жилище». Поэтому сва + адхистхана = свадхистхана  означает «собственное обиталище». Эта чакра считается субстратом, основой индивидуального человеческого бытия. Это объяснимо, если учесть, что эту чакру обычно связывают с бессознательным умом с его хранилищем умственных впечатлений — самскар. Индивидуальное существо берет начало в бессознательном уме. Многие инстинктивные влечения, которые ощущаются на уровне свадхистханы, всплывают из глубин бессознательного ума. Свадхистхана поистине служит основой, местом, из которого большинство людей выражают себя в мире. Она составляет фундамент их жизни.

Утверждают также, что свадхистхана чакра некогда была местом пребывания кундалини, но произошло грехопадение — дальнейшее падение — и кундалини опустилась в муладхара чакру. Поэтому говорят,что именно свадхистхана, а не муладхара, является настоящим основополагающим центром человека. Как таковая, она носит название «собственного обиталища».

ОМ ТАТ САТ

С начала творения три слова – ом тат сат – использовались для обозначения Высшей Aбсолютной Истины. Эти три слова-символа произносили брахманы, когда исполняли ведические гимны и совершали жертвоприношения во имя Всевышнего. (БГ 17.23)

Зачем рано ложиться и рано вставать?

В каждую секунду времени происходят вполне определенные процессы в нашем организме, и их протекание зависит от фазы движения Солнца. Вся эта система работает с огромной точностью. И мы в этой деятельности Солнца и времени ничего не можем изменить, потому режим дня человека строго регламентирован.

Джина Махавира (V век до нэ)

ДЖИНА МАХАВИРА (санскр. ), основатель джайнизма и джайнской философии, проповедовавший в 5 в. до н.э., старший современник Будды. Согласно Вияхапаннати- и Айяранга-сутре, другим текстам джайнского канона, сочиненим Хемачандры, Махавира был сыном Сиддхартхи - правителя племени личчхавов, владевшего их столицей Вайшали, и уже в материнской утробе начал практиковать основной обет джайнов - ахимсу ("невреждение"), воздерживаясь от причинения матери боли при движениях.