Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

О. Буланова. Практика Хатха-Йоги в критические дни

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йогатерапия > ЙОГАТЕРАПИЯ > О. Буланова. Практика Хатха-Йоги в критические дни

О. Буланова. Практика Хатха-Йоги в критические дни

Очень часто мне задают вопросы о занятиях Йогой в дни менструального периода. Какие асаны можно делать, от выполнения каких  поз следует воздержаться.

Если заглянуть в книги компетентных авторов, например, в книгу Гиты Айенгар, то в них можно прочесть о том, что практику не стоит прерывать в этот период, но нужно выполнять ее в более мягком, расслабляющем режиме, избегать перевернутых и силовых поз, а также предельных скруток и прогибов. Лучше всего выполнять наклоны и асаны на раскрытие тазобедренных суставов. 

Приблизительный комплекс в таком режиме вы можете найти на сайте Центра Йоги «Ритамбхара».  Но, если следовать этим советам, то комплекс получится однобоким и, на мой взгляд, не очень целесообразным.

Опираясь на собственный опыт, я решила не практиковать асаны в этот период. Возможно, комплекс, рекомендуемый той же Гитой Айенгар, помогает снять какие-то недомогания во время менструации, но если проблем нет, то выполнение простых асан в расслабляющем режиме, как мне кажется, это пустая трата времени.

По моим личным ощущениям, в этот период невозможно что-либо накапливать, организм выводит старую яйцеклетку, вместе с ней уходят стрессовые напряжения, накопившиеся за прошедший месяц, идет процесс разрушения. Этому разрушению не надо мешать. Пусть он расчистит место для нового. Это подобно работе Шивы: разрушение во имя созидания на более высоком уровне. Подобно тому как змея, меняя кожу, обновляется, женщина тоже обновляется после каждого менструального периода, и в это время ей нужно находиться в покое.

На мой взгляд, даже полезно иногда позволять себе расслабиться, и дать телу переключиться на другой режим работы.  Дело в том, что у меня в этот период, с одной стороны, нет каких-либо недомоганий, а с другой, резко снижается уровень растяжки, силы и даже концентрации. Абсолютно все асаны получаются хуже. 

Если я все же начинаю практиковать в эти дни, то этот период становится для меня действительно критическим и весьма травмоопасным. Мое сознание привыкло к определенному уровню практики, и я спонтанно начинаю выполнять асаны, которые еще вчера были для меня легко доступными, но сегодня из-за работы организма в другом режиме, выполнение их требует дополнительных усилий. Несколько раз усилия эти приводили к травмам, а практика на более низком уровне не приносила нужного удовлетворения. Мне кажется, что если что-то делать, то делать с полной отдачей или не делать вообще.

Несколько лет я совсем не практиковала асаны в дни менструального цикла, и заметила, что после этого периода мои гибкость и сила только возрастали. Я чувствовала прилив свежих сил. Небольшой перерыв во время критических дней всегда был мне только на пользу. В начале каждого нового цикла я могу отрабатывать самые сложные позы с нужной концентрацией. В конце цикла, я напротив наблюдаю определенный спад, начинаю работать более мягко. А в критические дни предпочитаю не практиковать.

Когда я советую девушкам вообще не заниматься асанами в дни менструального периода, они спрашивают меня: «А как же тогда ты проводишь тренировки в эти дни». Во-первых, работа в качестве инструктора и индивидуальная практика это две большие разницы. Когда человек ведет занятия, то он в любом случае отдает энергию людям и не о каком накоплении и речи быть не может. Поэтому, как верно написал Сидерский, профессионалам необходимо больше времени уделять собственной практике, и проведение занятий ее никак не может заменить. А во-вторых, я могу построить последовательность, исходя из своего состояния, чтобы ущерб моему организму был минимален. Хотя я считаю, что для меня было бы лучше вообще не делать асаны в этот период. Но практика базовых Пранаям и элементарных медитативных упражнений, типа Тратаки, в эти дни абсолютно без вредны и даже полезны. Ибо они только успокаивают нервную систему.

Но это лишь моя личная точка зрения. Я  знаю много женщин, которые практикуют йогу на довольно высоком уровне и продолжают это делать и в критические дни, внося необходимые коррективы. Я полагаю, все зависит от  энергоструктуры конкретной женщины, и надо решать как практиковать, что практиковать и практиковать ли вообще, исходя из собственных ощущений, прислушиваясь к мнению других, но не принимая все на веру, не пропустив через собственное восприятие.

Источник: http://yoga2.ru

Советуем посмотреть

Как мыть голову ржаной мукой

Ржаная мука богата клетчаткой, витаминами группы (В) и (РР) также витамином молодости и красоты (Е). Она не просто моет, а еще и питает волосы и корни.
Моющие качества у нее тоже очень хорошие. Даже мои жирные волосы отмываются с первого раза. После такого мытья они легкие, чистые и «рассыпающиеся».
Если вам в это не верится, просто попробуйте и сами убедитесь!

Дандасана - видео

Дандасана - видеоДандасана растягивает мышцы ног, укрепляет мышцы талии; при выполнении асаны происходит массаж органов брюшной полости. Она тонизирует почки и учит сидеть прямо , сохраняя позвоночник и ноги вытянутыми, грудную клетку — раскрытой, шею и голову — спокойными. Эта интенсивная поза является основой для всех положений сидя. В отличие от большинства других сидячих асан,она вряд ли подойдет для практики пранаямы и медитации. В ней трудно расслабиться. Она создана для вытяжения и работы.

Медитация и сознание

Любое определение ума неизбежно оказывается очень ограниченным и произвольным. Например, современная психология ориентировочно подразделяет ум на три части: сознательную, подсознательную и бессознательную. Их очень легко посчитать фиксированными частями или конкретными областями ума. Кроме того, как правило, складывается впечатление, что подсознательная и бессознательная области (лежащие, соответственно, ниже ума и за пределами ума) строго и постоянно недоступны сознательному восприятию. Это распространённое убеждение совершенно неверно. Нашему осознанию доступны все области ума. То есть, так называемый бессознательный ум бессознателен лишь в силу серьёзных ограничений свободы и диапазона нашего осознания. Точно так же, подсознательный ум лежит ниже порога нашего сознательного восприятия только из‑за недостатка осознания. Если мы разовьём своё осознание, то бессознательный ум и подсознательный ум более не будут недостижимыми и недоступными восприятию. Так бывает с человеком, достигшим самореализации: его осознание способно достигать всех областей ума. Для него ни одна часть ума не будет по настоящему бессознательной или подсознательной. Это чрезвычайно важно и справедливо для всех; мы не осознаем различные части ума только потому, что наше осознание сковано и заключено в ограниченном поле.

Законы любви

Люди часто предполагают, что если любишь кого-то, то это уже все — впереди жизнь, полная счастья. Но на самом деле любовь не бывает неподвижной, она похожа на растение, которое либо растет и цветет, либо вянет и умирает.