Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.
Следует продолжать выполнять первый этап пранаямы нади шодхана, но теперь его можно дополнить вторым этапом этой практики.
Эту практику также часто называют сукха пурвака (простая предварительная практика) и бхал бхати (лобные мехи). По‑английски её можно было бы назвать пранаямой чередующихся ноздрей, поскольку воздух вдыхается через одну ноздрю, а выдыхается через другую.
Мы уже подробно обсуждали, насколько важно уравнивание потоков воздуха через обе ноздри, и нади шодхана (этап 2), в особенности, помогает достигать этого желательного состояния.
Нади шодхана — очень важная практика, которая упоминается в большом числе древних йогических текстов. В следующей цитате из Гхеранд Самхиты о ней говорится наиболее прямо:
«Вдыхайте через ида (левую ноздрю) и выдыхайте через пингала (правую ноздрю). Затем вдыхайте через пингала и выдыхайте через чандра (левую ноздрю). Пурака (вдох) и речака (выдох) следует выполнять без всякой спешки. Эта практика поможет устранить проблемы кашля и простуды».
Техника выполнения
На первом этапе практики продолжительность вдоха должна быть равна времени выдоха. Иными словами, если вдыхая вы досчитываете до пяти, то и выдыхая также должны считать до пяти. Однако, начинайте с любой продолжительности, которую вы находите удобной, будь то счёт до двух, до десяти или любой другой. Практику следует выполнять без какого бы то ни было напряжения. Однако на протяжении периода в несколько недель или месяцев, пытайтесь медленно увеличивать продолжительность вдоха и выдоха, в то же время, сохраняя их одинаковыми. Например, если вы начали с длительности вдоха и выдоха равной трём секундам, попытайтесь увеличить её до четырёх, когда будете способны это сделать. Продолжительность следует увеличивать не только через несколько недель практики, но и в ходе каждого занятия. Иными словами, начинайте практику с удобной для вас продолжительности, затем, спустя короткое время, вы обнаружите, что продолжительность вашего дыхания автоматически возрастает. Увеличивайте счёт и продолжительность настолько, насколько вам удобно.
Относительная продолжительность вдоха и выдоха будет меняться на следующем этапе практики.
Старайтесь сохранять полное осознание дыхания и мысленного счёта. Это важно для того, чтобы получить от пранаямы максимум пользы. Однако не расстраивайтесь, если ваше внимание постоянно блуждает. Просто старайтесь осознавать, что оно блуждает, и мягко возвращайте его обратно к выполняемой практике.
Постарайтесь заниматься не менее десяти — пятнадцати минут ежедневно (включая время на выполнение первого этапа нади шодханы).
Ко второму этапу нади шодханы следует приступать сразу после завершения первого этапа. Их следует делать после асан и перед расслаблением или медитацией.
При малейших ощущениях дискомфорта уменьшите продолжительность вдоха и выдоха. При необходимости сделайте перерыв на один день. Убедитесь в том, что в ваших действиях абсолютно нет принуждения или спешки. Всё нужно делать так, будто в вашем распоряжении всё время мира.
Мы уже описывали полезные свойства первого этапа нади шодханы и, поскольку второй этап приносит аналогичные результаты, мы не будем здесь повторяться. Однако второй этап нади шодханы гораздо более мощно и эффективно уравновешивает поток воздуха через обе ноздри. Поэтому его особенно полезно делать перед техниками расслабления или медитации. Эта практика развивает в человеке состояние гармонии, в котором он становится не слишком апатичным, но и не слишком активным, не слишком вялым и не слишком возбудимым. Пранические потоки или полюса (солнце и луна) уравновешиваются, что благотворно сказывается на здоровье всего комплекса ум‑тело.
См.: Этап 1, Этап 2 , Этап 2 - продолжение , Этап 3 (Антар Кумбхака) , Этап 4 (Бахир Кумбхака)
Свами Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный Курс
В последние годы появился ряд сообщений о людях, которые научились годами жить без какой-либо пищи, которых в прессе называют «солнцеедами», хотя возможно, что солнце не имеет ко всему этому никакого отношения. Я позволю себе «порассуждать» на эту тему, высказав некоторые гипотезы о том, как такое явление в принципе могло бы согласоваться с современной физикой. А так ли это на самом деле – рано или поздно должно быть доказано или опровергнуто строгими экспериментами.
Шри Янтра — один из самых древних символов человечества. Является фундаментальным архетипом Вселенной. Символизирует богиню благосостояния Лакшми. Одна из самых важных функций Шри янтры – это способность работать наподобие антенны для связи индивидуального сознания человека и Сознания Создателя. Именно поэтому в течение многих веков она используется для привлечения благосостояния, богатства, здоровья, и для помощи в медитации.
Часть 1. Мифотворчество Айенгара и Джойса: тадасана vs. самастхити. Часть 2. Методология Кришнамачарьи. Инструменты, история, идеология. |
Как очистить кишечник - 21 дневная процедура очищения.