"Дмитрий Беляев" писал(а):Исхожу из того, что Прана-яма - это управление праной, и только в узком смысле это группа упражнений по урегулированию дыхания. Любая статическая асана без пранаямы (управления дыханием) уже не асана, а гимнастическая поза, и сл., мало результативна. По моим наблюдениям через 5-7 лет занятий асанами пранаяма как бы становится параллельным и вполне естественным компенсирующим упражнения на дыхание процессом и специальные упражнения не нужны. Они возможно нужны новичкам, а возможно и нет.
Это всё верно, подобного подхода придерживался и Кришнамачарья, и в тибетской янтра-йоге аналогичный метод тоже существует. А теперь попробую изложить несколько другой взгляд на метод, где пранаяма рассматривается как отдельная от асан практика, т.е. выделена в самостоятельную дисциплину.
Если рассматривать пранаяму как отдельную психотехнологию, то необходимо:
1. Отличать её от прана-вьяямы, т.е. подготовительных дыхательных упражнений, к которым относятся подавляющее большинство практик, которые сейчас большинство называют пранаямой. Будь это нади-шодхана, капалабхати, бхастрика, уджаи и т.д. и т.п.
2. Согласно как тибетским методам, так и индийским, здесь можно сослаться на "Хатха-йога Прадипику" Сватмарамы, сущность пранаямы заключается в кумбхаке(задержке дыхания). А кумбхакой считается задержка не менее 2-х минут (на вдохе), а в тибете даже не менее 3-х минут. Только тогда прану можно подчинить и направить её в центральный канал и реализовать к примеру Тумо. И здесь пранаяма (кумбхака) в принципе не может практиковаться одновременно с асанами, а практикуется отдельно, являясь следующей ступенью после освоения асан. Но асаны не "забрасываются" а также продолжают практиковаться и в сочетании с управляемым дыханием, разумеется.
3. Такая задержка практикуется не однократно, а повторяется на протяжении примерно 2-х часов всего тренировочного времени (вот здесь то и пригождаются асаны, которые способствуют тренировке физического тела). А это уже сама по себе очень не хилая подготовка.
4. Если же практиковать скажем капалабхати, то за один подход делается не 108 раз, как принято на обычных тренировках, а 1500-2000 раз за один подход + задержка. Если бхастрика, то не 30-50 раз, а раз 300 за один подход + задержка. При таком колличестве повторий - это уже действительно пранаяма, а не прана-вьяяма.
5. Здесь конечно многое упирается в физиологические резервы организма, требуется очень хорошая подготовка, но когда подобный режим практики становится доступным, то реально проявляется психоделический (расссширяющий сознание) эффект. И этот эффект реальный, а не воображаемый. Как следствие расширяется сфера восприятия и начинается трансформация личности практикующего. И тут уже ни с какими фантазиями не спутаешь (очень много появилось "псевдопросветленных" болтунов, утверждающих что они уже всего достигли и всё поняли). Однако подобная практика требует каждодневного труда, но даже это не является гарантом, что успех будет достигнут, поскольку живя в социуме мы вынуждены решать массу проблем, что влечет за собой как говорят в буддизме омрачения нашего ума.
6. Теперь о холотропном дыхании: я специально создал по просьбе Путника отдельную тему, но добавлю, что эта техника позволяет большинству людей, не имеющих специальной подготовки решить массу психологических проблем, которые тормозят как личностное, так и простите за банальность духовное развитие. Поскольку пока (это на мой взгляд) психологические проблемы не решены (а они есть у каждого и наивно полагать будто это не так) никакая пранаяма не может быть успешной, ибо наши омрачения препятствуют овладению праной или психической энергией, или любой другой.
7. К тому же холотропное дыхание позволяет ознакомиться с т.н. эталонными состояниями сознания, найти творческие подходы к решению проблем, расширить свою сферу восприятия, побороть многие свои зависимости ну и прочее. Но как я уже писал ранее это практика не на каждый деь, делается по мере необходимости в соответствии с прописанными "схемами применения". И если быть честным до конца, как говорили мне многие инструктора йоги, холотроп помог им добиться того, чего практика йоги им не давала в нужной мере. Это не в пику йоге сказано, просто так иногда бывает, но йогу после никто не забросил, а ещё усерднее стали практиковать.
8. Холотропное дыхание - это только психотехника и не имеет непосредственного отношения к йоге, но является прекрасным мостиком ко многим традиционным дисциплинам. И может быть хорошим подспорьем как новичкам, так и опытным практикам любой дисциплины.
9. Я видел много людей, которые годами практиковали как они говорят пранаяму (вас я не имею ввиду, поскольку не знаю лично) и не только её, но как "сидели" они по уши в своих проблемах, так и продолжали сидеть, какое уж там "подчинение праны".
Вот примерно такой взгляд на вещи. Исходя из этого никаких противопоказаний нет, ни с медицинской, ни с этической, ни с духовной точек зрения для гармоничного совмещения разных методов. И совершенно неважно новичок это или опытный практик.