Что такое аштанга йога

Аштанга Йога Центр в Москве (yoga108.com)

Модератор: Клепа

Tama
Опытный практик
Сообщения: 2262
Зарегистрирован: 04 янв 2009, 22:12

Сообщение Tama » 13 янв 2011, 10:02

"Дмитрий Беляев" писал(а):На чем основана эта точка зрения? На личном опыте, на теоретических размышлениях или на чужих мнениях?
На основании моего 18-ти летнего опыта в холотропном дыхании и более скромного 7-ми летнего опыта практики хатха-йоги

На личном опыте не холотропа, а пранаямы, который намного больше 7 лет.

Аватара пользователя
Дмитрий Беляев
Опытный практик
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 11:08

Сообщение Дмитрий Беляев » 13 янв 2011, 13:06

На мой взгляд не логично, говорить что холотопное дыхание не совместимо с практикой хатха-йоги, если нет опыта в практике того и другово. Я практикую оба метода: и асаны, и пранаяму, и холотропное дыхание - эти методы у меня прекрасно сочетаются, никаких негативных эффектов у себя не наблюдал. Мои знакомые инструктора по хатха-йоге, которые тоже сочетают эти практики подтверждают мои наблюдения. Пожалуй мне больше нечего добавить по этому вопросу, доказывать ничего не намерен, мой опыт для меня лучший показатель.

Tama
Опытный практик
Сообщения: 2262
Зарегистрирован: 04 янв 2009, 22:12

Сообщение Tama » 15 янв 2011, 08:06

"Дмитрий Беляев" писал(а):На мой взгляд не логично, говорить что холотопное дыхание не совместимо с практикой хатха-йоги, если нет опыта в практике того и другово. Я практикую оба метода: и асаны, и пранаяму, и холотропное дыхание - эти методы у меня прекрасно сочетаются, никаких негативных эффектов у себя не наблюдал. Мои знакомые инструктора по хатха-йоге, которые тоже сочетают эти практики подтверждают мои наблюдения. Пожалуй мне больше нечего добавить по этому вопросу, доказывать ничего не намерен, мой опыт для меня лучший показатель.


Я не намерена с вами спорить. Немного недоумеваю. Зачем холотроп проводить параллельно пранаяме. Возможно для ускорения процесса овладения дыханием и обретения навыков очищения организма через дыхание, для чего и призвана пранаяма? (о чем кстати и был мой вопрос). Возможно у нас с вами разные представления о пранаяме.
Исхожу из того, что Прана-яма - это управление праной, и только в узком смысле это группа упражнений по урегулированию дыхания. Любая статическая асана без пранаямы (управления дыханием) уже не асана, а гимнастическая поза, и сл., мало результативна. По моим наблюдениям через 5-7 лет занятий асанами пранаяма как бы становится параллельным и вполне естественным компенсирующим упражнения на дыхание процессом и специальные упражнения не нужны. Они возможно нужны новичкам, а возможно и нет.

Аватара пользователя
Дмитрий Беляев
Опытный практик
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 11:08

Сообщение Дмитрий Беляев » 16 янв 2011, 05:55

"Дмитрий Беляев" писал(а):Исхожу из того, что Прана-яма - это управление праной, и только в узком смысле это группа упражнений по урегулированию дыхания. Любая статическая асана без пранаямы (управления дыханием) уже не асана, а гимнастическая поза, и сл., мало результативна. По моим наблюдениям через 5-7 лет занятий асанами пранаяма как бы становится параллельным и вполне естественным компенсирующим упражнения на дыхание процессом и специальные упражнения не нужны. Они возможно нужны новичкам, а возможно и нет.

Это всё верно, подобного подхода придерживался и Кришнамачарья, и в тибетской янтра-йоге аналогичный метод тоже существует. А теперь попробую изложить несколько другой взгляд на метод, где пранаяма рассматривается как отдельная от асан практика, т.е. выделена в самостоятельную дисциплину.
Если рассматривать пранаяму как отдельную психотехнологию, то необходимо:
1. Отличать её от прана-вьяямы, т.е. подготовительных дыхательных упражнений, к которым относятся подавляющее большинство практик, которые сейчас большинство называют пранаямой. Будь это нади-шодхана, капалабхати, бхастрика, уджаи и т.д. и т.п.
2. Согласно как тибетским методам, так и индийским, здесь можно сослаться на "Хатха-йога Прадипику" Сватмарамы, сущность пранаямы заключается в кумбхаке(задержке дыхания). А кумбхакой считается задержка не менее 2-х минут (на вдохе), а в тибете даже не менее 3-х минут. Только тогда прану можно подчинить и направить её в центральный канал и реализовать к примеру Тумо. И здесь пранаяма (кумбхака) в принципе не может практиковаться одновременно с асанами, а практикуется отдельно, являясь следующей ступенью после освоения асан. Но асаны не "забрасываются" а также продолжают практиковаться и в сочетании с управляемым дыханием, разумеется.
3. Такая задержка практикуется не однократно, а повторяется на протяжении примерно 2-х часов всего тренировочного времени (вот здесь то и пригождаются асаны, которые способствуют тренировке физического тела). А это уже сама по себе очень не хилая подготовка.
4. Если же практиковать скажем капалабхати, то за один подход делается не 108 раз, как принято на обычных тренировках, а 1500-2000 раз за один подход + задержка. Если бхастрика, то не 30-50 раз, а раз 300 за один подход + задержка. При таком колличестве повторий - это уже действительно пранаяма, а не прана-вьяяма.
5. Здесь конечно многое упирается в физиологические резервы организма, требуется очень хорошая подготовка, но когда подобный режим практики становится доступным, то реально проявляется психоделический (расссширяющий сознание) эффект. И этот эффект реальный, а не воображаемый. Как следствие расширяется сфера восприятия и начинается трансформация личности практикующего. И тут уже ни с какими фантазиями не спутаешь (очень много появилось "псевдопросветленных" болтунов, утверждающих что они уже всего достигли и всё поняли). Однако подобная практика требует каждодневного труда, но даже это не является гарантом, что успех будет достигнут, поскольку живя в социуме мы вынуждены решать массу проблем, что влечет за собой как говорят в буддизме омрачения нашего ума.
6. Теперь о холотропном дыхании: я специально создал по просьбе Путника отдельную тему, но добавлю, что эта техника позволяет большинству людей, не имеющих специальной подготовки решить массу психологических проблем, которые тормозят как личностное, так и простите за банальность духовное развитие. Поскольку пока (это на мой взгляд) психологические проблемы не решены (а они есть у каждого и наивно полагать будто это не так) никакая пранаяма не может быть успешной, ибо наши омрачения препятствуют овладению праной или психической энергией, или любой другой.
7. К тому же холотропное дыхание позволяет ознакомиться с т.н. эталонными состояниями сознания, найти творческие подходы к решению проблем, расширить свою сферу восприятия, побороть многие свои зависимости ну и прочее. Но как я уже писал ранее это практика не на каждый деь, делается по мере необходимости в соответствии с прописанными "схемами применения". И если быть честным до конца, как говорили мне многие инструктора йоги, холотроп помог им добиться того, чего практика йоги им не давала в нужной мере. Это не в пику йоге сказано, просто так иногда бывает, но йогу после никто не забросил, а ещё усерднее стали практиковать.
8. Холотропное дыхание - это только психотехника и не имеет непосредственного отношения к йоге, но является прекрасным мостиком ко многим традиционным дисциплинам. И может быть хорошим подспорьем как новичкам, так и опытным практикам любой дисциплины.
9. Я видел много людей, которые годами практиковали как они говорят пранаяму (вас я не имею ввиду, поскольку не знаю лично) и не только её, но как "сидели" они по уши в своих проблемах, так и продолжали сидеть, какое уж там "подчинение праны".

Вот примерно такой взгляд на вещи. Исходя из этого никаких противопоказаний нет, ни с медицинской, ни с этической, ни с духовной точек зрения для гармоничного совмещения разных методов. И совершенно неважно новичок это или опытный практик.
Последний раз редактировалось Дмитрий Беляев 16 янв 2011, 06:34, всего редактировалось 1 раз.

elik
Опытный практик
Сообщения: 388
Зарегистрирован: 06 сен 2008, 19:00

Сообщение elik » 16 янв 2011, 07:24

холотропное дыхание-это еще одна нью-эйджевская техника, как и всякие техники тех лет созданная на волне психоделии и эзотерики...и если бы грофу не запретили эксперименты с лсд, он так бы до сих пор ими пичкал своих адептов....вел хол. дыхание много лет, вел шеринг после дыхания (в одной частной клинике).. на мой взгляд абсолютно примитивная и бестолковая техника , на которую легко подсаживаются современные невротики и остальные любители шизотерики и внутр. путешествий.....с точки зрения эффективности работы с внутренними конфликтами, психоанализ в сотни раз превосходит это хол....да и психолог. концепции грофа о матрицах тоже еще та ахинея

Аватара пользователя
fred
Опытный практик
Сообщения: 1734
Зарегистрирован: 12 янв 2008, 19:55

Асана и Пранаяма

Сообщение fred » 16 янв 2011, 13:02

Моя трактовка ступеней Асана и Пранаяма отличается от общепринятой. Это я еще писал в комментариях к Йога-сутре. Так вот Асана - это физическое упражнение вообще. Будь то подъем штанги, плавание, бег, гимнастика, игры, единоборства. Хатха-йога - это теория и практика физической культуры и спорта. Сюда можно включить закаливание, гигиену, голодания. Так, система "Детка" Порфирия Иванова относится сюда. Я практиковал ее на протяжении ряда лет. Купание в ледяной воде круглый год, голодания без воды 36 часов. Также туризм и альпинизм сюда входят. Туризм бывает водный, велосипедный, пеший, воздушный и т.д. Это третья ступень раджа-йоги. Ее цель - подготовить тело для прохождения божественных энергий. Физическое совершенство то бишь.
Пранаяма - это пробуждение и работа Кундалини. Человек ощущает Блаженство. Если кто добивается этого упражнениями дыхания, то ради Бога. Сам практиковал это. Но, в целом здесь можно обойтись без дыхательных упражнений. Таинства в христианстве и есть Пранаяма. Подлинные, а не обряды. Крещение (инициация), евхаристия, чертог брачный и др. Все это работа Кундалини. Сутры 49-51 второй книги являются сакральными, как и 34 первой книги.
По сути дела Пранаяма является фундаментальной ступенью йоги и без нее ничего не достичь.
Аналог Пранаямы также является даосская алхимия. Получение эликсира бессмертия.

Tama
Опытный практик
Сообщения: 2262
Зарегистрирован: 04 янв 2009, 22:12

Сообщение Tama » 17 янв 2011, 23:37

"Дмитрий Беляев" писал(а):Это всё верно, подобного подхода придерживался и Кришнамачарья, и в тибетской янтра-йоге аналогичный метод тоже существует. А теперь попробую изложить несколько другой взгляд на метод, где пранаяма рассматривается как отдельная от асан практика, т.е. выделена в самостоятельную дисциплину.
Если рассматривать пранаяму как отдельную психотехнологию, то необходимо:

1. Не согласны ли вы, как врач, с тем, что нади-шодхана, бхастрика, уджаи = необходимые очистительные процедуры, которым следовало бы учить с детства?
2.Как и бандхам - только в более позднем возможно подростковом возрасте (14-15 лет)
3."И здесь пранаяма (кумбхака) в принципе не может практиковаться одновременно с асанами, а практикуется отдельно, являясь следующей ступенью после освоения асан. Но асаны не "забрасываются" а также продолжают практиковаться и в сочетании с управляемым дыханием, разумеется"
- непонятно это место. Ведь кумбхака выполняется во многих асанах (статических), в которых делаются бандхи, имеющие также очистительный эффект.
С помощью уддияны, кстати, я избавилась в детском возрасте от болей в животе (подозрение на аппендицит) и позже от послеродовой дискенезии кишечника.
4. Капалабхати, мне представляется, ближе к спортивной практике, единоборствам, ушу. Какая от нее польза в йоге?
5. Холотропное дыхание по вашему описанию - вспомогательное средство и пригодно для невротиков, если учесть и комментарии элика?
Последний раз редактировалось Tama 17 янв 2011, 23:41, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Дмитрий Беляев
Опытный практик
Сообщения: 43
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 11:08

Сообщение Дмитрий Беляев » 18 янв 2011, 09:04

Отвечу по пунктам:
1. Как врач не вижу особой необходимости учить этим процедурам с детства. Многое зависит от родителей и от желания ребенка, которое необходимо учитывать. Лучше ориентироваться по показаниям. Научат - хорошо, а если нет, то вырастет и сам решит.
2. То же, что и пункт первый, с поправкой на возраст.
3. Есть различное понимание слова кумбхака:
I. Кумбхака - как просто задержка дыхания.
II. Кумбхака как пранаяма и психотехника. Тогда она должна быть не менее 2-х минут.Если менее, то это прана-вьяяма, т.е. подготовительное упражнение. Совместить выполнение асаны с 2-х минутной задержкой дыхания физически крайне сложно, для многих просто невозможно.
Я писал о кумбхаке, как о пранаяме (психотехнике) и соответственно задержке на вдохе не менее 2-х минут, если меньше, то это не считается кумбхакой. Если же вы в состоянии сделать 2-х и более минутную задержку скажем в пурна-дханурасане, ардха-матсендрасане или маюрасане и проработать в таком режиме часа два - то это огого как круто. Ну а если просто делать уддияны и короткие задержки в асанах, то это очень даже "гуд", (в тибетской янтра-йоге так и делается), но кумбхакой как психотехникой не считается. Здесь могу сослаться на индийского учителя крия-йоги Гуру Шри Шалендра Шарму - в его традиции пранаяма - это кумбхака (2 и более минут) которая выполняется в положении сидя в течении не менее 2-х часов. И к слову сказать - бандхи в асанах в первую очередь делаются как гарантия травмобезопасности позвоночника, далее воздействие на кровеносную и периферическую нервную системы с сопутствующим очистительным эфектом.
4. Давайте вспомним, что в переводе означает капалабхати. Сияющий череп. Прекрасно очищает дыхательные пути, улучшает кровообращение, стимулирует рецепторы - т.е. в первую очеред стандартная йоговская очистительная процедура (всегда применяется при выполнении джала-нетти с последующей сутра-нетти) и соответственно подготавливает к последующей кумбхаке. Очень сомневаюсь, что вы этого не знали.
5. Холотропное дыхание может быть как вспомогательной, так и основной техникой - зависит от целей занимающегося. Помогает при различных невротических, психопатоподобных состояниях, в терапии зависимостей, но и здоровыми людьми успешно может использоваться и приносить пользу. Т.с. быть хорошим источником резервной психической энергии по жизни. Вышеупомянутый коментарий на который вы сослались, я не учитываю.
Последний раз редактировалось Дмитрий Беляев 18 янв 2011, 09:26, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Копатыч
Опытный практик
Сообщения: 782
Зарегистрирован: 08 дек 2010, 21:52

Сообщение Копатыч » 19 янв 2011, 20:09

Дмитрий, интересно Ваше мнение!

Биомеханическая стимуляция (БМС)
Больше года мы занимались экспериментальными исследованиями воздействия БМС.
Работа проводилась в Медицинском центре Сеченовской академии по методике профессора Назарова.
Использовались профессиональные тренажёры Power Plate.
Результаты весьма впечатляющие.
Как в плане физкультурно-тренировочном, так и в терапевтическом.
Интересные результаты даёт сочетание эффекта БМС с практикой асан, а так же воздействие БМС непосредственно в асанах.

Вопрос: Ваше мнение
- о Биомеханической стимуляции
- о применении БМС в практике йоги
- о методике Техно-асана Сергея Агапкина
Последний раз редактировалось Копатыч 19 янв 2011, 20:18, всего редактировалось 1 раз.

Tama
Опытный практик
Сообщения: 2262
Зарегистрирован: 04 янв 2009, 22:12

Сообщение Tama » 19 янв 2011, 20:44

"Дмитрий Беляев" писал(а):Отвечу по пунктам:
1. Как врач не вижу особой необходимости учить этим процедурам с детства. Многое зависит от родителей и от желания ребенка, которое необходимо учитывать. Лучше ориентироваться по показаниям. Научат - хорошо, а если нет, то вырастет и сам решит.
2. То же, что и пункт первый, с поправкой на возраст.
3. Есть различное понимание слова кумбхака:
I. Кумбхака - как просто задержка дыхания.
II. Кумбхака как пранаяма и психотехника.
4. Давайте вспомним, что в переводе означает капалабхати. Сияющий череп. Прекрасно очищает дыхательные пути, улучшает кровообращение, стимулирует рецепторы - т.е. в первую очеред стандартная йоговская очистительная процедура (всегда применяется при выполнении джала-нетти с последующей сутра-нетти) и соответственно подготавливает к последующей кумбхаке. Очень сомневаюсь, что вы этого не знали.
5. Холотропное дыхание может быть как вспомогательной, так и основной техникой - зависит от целей занимающегося. Помогает при различных невротических, психопатоподобных состояниях, в терапии зависимостей, но и здоровыми людьми успешно может использоваться и приносить пользу. Т.с. быть хорошим источником резервной психической энергии по жизни. Вышеупомянутый коментарий на который вы сослались, я не учитываю.

1.Т. е ждать, пока гром грянет? А как же профилактика? ведь перечисленные мною (после вас) приемы хороши как профилактические.
3. вы отождествляете в своей практике пранаяму и психотехнику?
Первый выделенный вами вариант кумбхака безопаснее, на мой взгляд, потому что естестественнее. Больше минуты я не держу, и другим не рекомендую, считаю, не нужно, например, в пасчимоттанасане (ардха-пасчимоттанасане), и в др. асанах с наклонами. Амплитуда колебаний - наклон-подъем (выдох-вдох). Как на качелях в детстве.
Некто (читала об этом) и до 3-5 мин. держат дыхание, до удушья. Мне такая виртуозность представляется крайне излишней.
4.Нет. Я немного о другом. Практикую выдох-вдох только через нос. Хорошо очищается аджна. А в единоборствах учили выдыхать через рот. Что тоже является капалабхати?
5. Почему же не учитываете? ведь ваш коммнетарий о том же : Эмоциональные проблемы - невротические проблемы.
Последний раз редактировалось Tama 19 янв 2011, 21:22, всего редактировалось 1 раз.


Вернуться в «Аштанга Йога Центр»