Вопрос, на самом деле, не так прост, как это может показаться.
В одних авторитетных книгах (в частности, 1-3) рекомендуется делать замки при выполнении Бхастрики; в других книгах (к примеру, 4-6), также написанных весьма опытными инструкторами йоги, о замках в описании Бхастрики не упоминается.
На мой взгляд (а я имею тридцатилетний опыт йогической практики), это «разночтение» объясняется тем, что данный вопрос не носит методического характера, в том смысле, что ответ на него зависит от поставленной Вами цели. А именно: если «раскачивать» Кундалини, то замки обязательны; если же заниматься йогой лишь с целью укрепления здоровья, то от них, во избежание непредсказуемых оккультных последствий, желательно воздерживаться.
Выбор же пути дело сугубо личное. Но замечу, что найдется немного йогов, имеющих практический опыт работы с Кундалини, которые в состоянии будут Вас скорректировать, если что-то пойдет не так. Да и в состоянии Самадхи, которое достигается на конечном этапе работы с Кундалини, больше сорока дней практически никто не жил (кроме Рамакришны, как это традиционно считается). Кстати, в этом заключается ответ и на еще один вопрос, что обсуждается на этом замечательном форуме (о недолгой продолжительности жизни многих йогов). В общем, здесь решать Вам, а не Вашему инструктору.
Да, еще замечание. В любом случае, когда делаете задержку на вдохе не запирайте воздух голосовыми связками, а держите его межреберными мышцами (и надо еще потренировать эти мышцы, чтобы делать таким образом задержку с тремя замками), т.е. как бы продолжайте все это время вдох. А то многие и этого не знают и вредят своему здоровью.
Литература.
1. Т. Э. Васильев «Начала хатха йоги», М. «Прометей» 1990г.
2. Свами Вишну-девананда «Полная иллюстрированная книга йоги», М. «Паритет», 1990г.
3. В. Викторов «Исцеление без лекарств» (Индийская гимнастка Хатха-йога), С-Петербург, «ЭГО», 1991г.
4. Л. И. Тетерников «Рациональная йога», М. «Знание», 1992г.
5. В. Г. Верещагин «Физическая культура индийских йогов», Минск «Полымя» 1982г.
6. Г.Е. Лахманчун «Эта замечательная йога или взгляд в себя», М. «Физкультура и спорт», 1992г.
Бхастрика - нужно ли делать бандхи (замки)
Модератор: Клепа
При раскачка анахаты к кундалини мало отношения имеет. Кундалини это скорее оккультный опыт чем духовный. Свет - только в анахате.
Далее ссылаюсь естественно на учителей, своего опыта кундалини нет. Занимаюсь другой йогой. Как раз таки анахатой, и только. На самом деле больше ничего и не нужно.
Савикальпа самадхи которое по идее должно возникать при корректом подъеме кундалини не является "полным" самадхи. При подъеме кундалини, опять же ссылаясь на авторитетных учителей типа Шивананды, не происходит реализации, не сгорает карма и т.п.
Савикальпа самадхи длится несколько часов.
В отличии от Нирвикальпа самадхи, раджайогическая, или бхактийогическая. Полное самадхи. Обычно 20 с чем то дней и это про этот тип реалации говорят упоминая Рамакришну. Оне не занимался кундалини-йогой. Эти вещи приходят сами в процессе духовного пути. А духовный путь это только анахата. Там душа.
Шри Чинмой рассказывая о самадхи, упоминает еще один тип самадхи. Так называемое Сахаджа-самадхи. При котором уже реализованная душа приходит на землю по воле Всевышнего, а не остается в духовном мире. Говоря про этот тип он говорит, что человек одновременно живет занимаясь какой то деятельностью во внешнем мире и одновременно находится в состоянии самадхи. Так же он пишет, что в таком состоянии находилось всего один или два учителей за всю историю. Один из которых Христос. Кто второй не известно. Но по всей видимости он сам.
Далее ссылаюсь естественно на учителей, своего опыта кундалини нет. Занимаюсь другой йогой. Как раз таки анахатой, и только. На самом деле больше ничего и не нужно.
Савикальпа самадхи которое по идее должно возникать при корректом подъеме кундалини не является "полным" самадхи. При подъеме кундалини, опять же ссылаясь на авторитетных учителей типа Шивананды, не происходит реализации, не сгорает карма и т.п.
Савикальпа самадхи длится несколько часов.
В отличии от Нирвикальпа самадхи, раджайогическая, или бхактийогическая. Полное самадхи. Обычно 20 с чем то дней и это про этот тип реалации говорят упоминая Рамакришну. Оне не занимался кундалини-йогой. Эти вещи приходят сами в процессе духовного пути. А духовный путь это только анахата. Там душа.
Шри Чинмой рассказывая о самадхи, упоминает еще один тип самадхи. Так называемое Сахаджа-самадхи. При котором уже реализованная душа приходит на землю по воле Всевышнего, а не остается в духовном мире. Говоря про этот тип он говорит, что человек одновременно живет занимаясь какой то деятельностью во внешнем мире и одновременно находится в состоянии самадхи. Так же он пишет, что в таком состоянии находилось всего один или два учителей за всю историю. Один из которых Христос. Кто второй не известно. Но по всей видимости он сам.
Когда его в 12 лет привели в ашрам Шри Ауробиндо, тот восклинул, что "У этого мальчика уже есть то, к чему я шел всю свою жизнь!".
При этом с 12 до 33 трех лет получил снова реализацию. Т.е. даже если душа реализованна, приходится пройти достаточно короткий путь заново. И в возрасте 33 лет переехал в Нью - Йорк. И его деятельность в мире мы все знаем. Обратите внимание на параллель с Христом в возрастных датах. У Иисуса, так же этот возраст с 12 до 33 лет остался покрытый тайной. Хоть и говорится,что Он работал плотником, но представляете какой была бы мебель если бы он дейсвтительно (только)ею занимался?
Есть теория, что в этом возрасте был в Индии и учился у Гуру, который с самого начала видел, кого он обучает и сразу сказал, что этот Ученик превзойдет меня. Не знаю уж как этому верить, но такая точка зрения есть. И озвучена она была Гуру очень большого масштаба. Это косвенно подтверждается тем, что Христос не успевал на похороны(чьи то не помню) потому что находился в "дальних странах" и дорога занимала что то вроде 2-х недель. Вроде бы тогда столько занимала дорога из Индии до Израиля на доступном в то время транспорте.
При этом с 12 до 33 трех лет получил снова реализацию. Т.е. даже если душа реализованна, приходится пройти достаточно короткий путь заново. И в возрасте 33 лет переехал в Нью - Йорк. И его деятельность в мире мы все знаем. Обратите внимание на параллель с Христом в возрастных датах. У Иисуса, так же этот возраст с 12 до 33 лет остался покрытый тайной. Хоть и говорится,что Он работал плотником, но представляете какой была бы мебель если бы он дейсвтительно (только)ею занимался?
Есть теория, что в этом возрасте был в Индии и учился у Гуру, который с самого начала видел, кого он обучает и сразу сказал, что этот Ученик превзойдет меня. Не знаю уж как этому верить, но такая точка зрения есть. И озвучена она была Гуру очень большого масштаба. Это косвенно подтверждается тем, что Христос не успевал на похороны(чьи то не помню) потому что находился в "дальних странах" и дорога занимала что то вроде 2-х недель. Вроде бы тогда столько занимала дорога из Индии до Израиля на доступном в то время транспорте.
При этом понятно, что реализованные Учителя приносят свой путь. Который может отличаться от ведических традиций. Путь Христа был другим, Будда также отрицал авторитет Вед, у Шри Чинмоя путь тоже явно отличается от традиционных внутрииндийских.
И это все очень далеко от Кундалини-йоги. Это бесконечно более высокий уровень.
Рекомендую почитать вот это
http://www.dreambooks.ru/books/A05/books-content-ru.html
И это все очень далеко от Кундалини-йоги. Это бесконечно более высокий уровень.
Рекомендую почитать вот это
http://www.dreambooks.ru/books/A05/books-content-ru.html
«Это наилучшее упражнение йогов для пробуждения Кундалини после очищения Нади и нервной системы», пишет про Бхастрику Свами Вишну-девананда в книге «Полная иллюстрированная книга йоги» на стр. 142, далее он пишет про разрушение ГРАНДХ в СУШУМНЕ и т.д.. Но, может быть, кто-то знает этот предмет лучше, чем основатель и руководитель Международного Центра Йоги – Веданты?
Уважаемый ivalpe,
1. Правильно ли, что любые задержки на вдохе делаются лишь за счет Как бы, продолжения вдоха? При этом легкие либо до отказа заполнены воздухом, либо происходят мельчайшие колебания вдох-выдох, т.к. зафиксировать статическое состояние грудных мышц при неполном вдохе мне, например, не удается?
2. Задержка на выдохе делается как раз за счет запирания воздуха связками, как например, в уддияна-бандхе?
3. Запирание воздуха связками и горловой замок - это две абсолютно разные вещи?
В любом случае, когда делаете задержку на вдохе не запирайте воздух голосовыми связками, а держите его межреберными мышцами (и надо еще потренировать эти мышцы, чтобы делать таким образом задержку с тремя замками), т.е. как бы продолжайте все это время вдох. А то многие и этого не знают и вредят своему здоровью.
1. Правильно ли, что любые задержки на вдохе делаются лишь за счет Как бы, продолжения вдоха? При этом легкие либо до отказа заполнены воздухом, либо происходят мельчайшие колебания вдох-выдох, т.к. зафиксировать статическое состояние грудных мышц при неполном вдохе мне, например, не удается?
2. Задержка на выдохе делается как раз за счет запирания воздуха связками, как например, в уддияна-бандхе?
3. Запирание воздуха связками и горловой замок - это две абсолютно разные вещи?
КСИ писал(а):Уважаемый ivalpe,В любом случае, когда делаете задержку на вдохе не запирайте воздух голосовыми связками, а держите его межреберными мышцами (и надо еще потренировать эти мышцы, чтобы делать таким образом задержку с тремя замками), т.е. как бы продолжайте все это время вдох. А то многие и этого не знают и вредят своему здоровью.
1. Правильно ли, что любые задержки на вдохе делаются лишь за счет Как бы, продолжения вдоха? При этом легкие либо до отказа заполнены воздухом, либо происходят мельчайшие колебания вдох-выдох, т.к. зафиксировать статическое состояние грудных мышц при неполном вдохе мне, например, не удается?
2. Задержка на выдохе делается как раз за счет запирания воздуха связками, как например, в уддияна-бандхе?
3. Запирание воздуха связками и горловой замок - это две абсолютно разные вещи?
Уважаемый КСИ
Отвечаю на Ваши вопросы
1. Да, правильно. Ни в коем случае нельзя искусственно создавать дополнительное давление в легких. То, что у Вас происходят колебания мышц, если вдох не полный, есть как раз тот негативный эффект, с которым настойчиво борются йоги (дрожание). Еще основоположник классической системы йоги - Патанжали писал, что дрожание тела одно из вредных явлений, мешающее освобождению. Правда, с этим явлением, в основном борются практикуя асаны. Когда нервные импульсы, поступающие в статически напряженные мышцы редки, то происходит дрожание мышц, т.к. каждый нервный импульс вызывает их сокращение. Но по мере практики асан, вырабатываемые нервной системой импульсы становятся все более и более частыми. И, в конце концов, всякое дрожание пропадает. Нервная система тренированного йога способна вырабатывать очень частые нервные импульсы, что позволяет при сравнительно небольшой массе мышц развивать огромную статическую силу. Наличие столь натренированной нервной системы есть эквивалент большого запаса накопленной праны. Поэтому, при асанах тренируется мозг и нервная система (но, конечно, не только они).
2. В Удиянна бандхе задержка, безусловно осуществляется за счет запирания воздуха связками. Иначе ее просто невозможно сделать, особенно Удиянна бандхе крия, когда йог многократно втягивает живот. Но, конечно, не все задержки на выдохе делаются за счет запирания воздуха. Если Вы выдохнули воздух и пассивно сидите в лотосе, то зачем Вам еще запирать воздух? Просто пассивно сидите, сильно уменьшив объем легких теми же межреберными мышцами, и удерживаете ими ребра в одном положении, для чего, практически, не надо никакого напряжения.
3. Безусловно разные. При горловом замке (Джаландхара бандха) Вы просто опускаете подбородок, чтобы он уперся в ямку между ключицами. При этом, в принципе, можно разговаривать (но, конечно, не нужно), чего нельзя сделать, если запирать воздух голосовыми связками.
Вопрос по Бхастрике...
у меня такой вопрос....
я практикую 3 йогических упражнения Пранаямы утром и вечером каждый день, вот уже на
протяжении 2-х месяцев: СУКХА ПУРВАКА, БХАСТРИКА и УДЖДЖАЙИ (которые вычитал сначала в
книге Бореева "Сознательные выходы из тела")
и там он говорит, что после стремительных вдохов-выдохов в Бхастрики, нужно сделать
глубокий вдох, задержать дыхание на минуту, в течении которой водить пальцами одной руки
над ладонью другой как бы очерчивая круг....
так вот...... в упражнении Бхастрика (это стало происходить сравнительно недавно,
неделю может назад, возможно потому что начал делать всё сосредоточенно и с вниманием) чувствуется очень мощная энергия в стопах, в области пупка и в ладонях.
Сначала она ощущалась не долго, а теперь вот ощущается ещё после прошествия минуты. в
ладонях и стопах - сильные мурашки. я думал так и должно быть.
но с каждым днём энергия усиливается. и теперь я даже не могу выпрямить ладни - их как бы
сводит судорогой (такие сильные потоки)...... после выдоха, следует 2 полных вдоха, при которых энергия идёт вверг в голову, при этом уши как бы залаживает и слышен гул (негромкий но слышен), глаза закрыты но есть яркие цветные вспышки как салют....
правильно ли я всё делаю??? так и должно быть?? может я переусердствую????
я практикую 3 йогических упражнения Пранаямы утром и вечером каждый день, вот уже на
протяжении 2-х месяцев: СУКХА ПУРВАКА, БХАСТРИКА и УДЖДЖАЙИ (которые вычитал сначала в
книге Бореева "Сознательные выходы из тела")
и там он говорит, что после стремительных вдохов-выдохов в Бхастрики, нужно сделать
глубокий вдох, задержать дыхание на минуту, в течении которой водить пальцами одной руки
над ладонью другой как бы очерчивая круг....
так вот...... в упражнении Бхастрика (это стало происходить сравнительно недавно,
неделю может назад, возможно потому что начал делать всё сосредоточенно и с вниманием) чувствуется очень мощная энергия в стопах, в области пупка и в ладонях.
Сначала она ощущалась не долго, а теперь вот ощущается ещё после прошествия минуты. в
ладонях и стопах - сильные мурашки. я думал так и должно быть.
но с каждым днём энергия усиливается. и теперь я даже не могу выпрямить ладни - их как бы
сводит судорогой (такие сильные потоки)...... после выдоха, следует 2 полных вдоха, при которых энергия идёт вверг в голову, при этом уши как бы залаживает и слышен гул (негромкий но слышен), глаза закрыты но есть яркие цветные вспышки как салют....
правильно ли я всё делаю??? так и должно быть?? может я переусердствую????
Re: Бхастрика - нужно ли делать бандхи (замки)
Да, сукха пурвака не нужно выполнять слишком много, то же самое в отношении Уджайи, вообще это упражнение выполняется с определенными комплексами, в отношении бхастрик - тут немного похитрее, можно выполнять и не очень большое количество, но есть определенные нюансы, тухники для того, чтобы получить эффект (серьёзный), бандх просто достаточно после бхастрик, однако их - то максимальное количество разных видов, которое Вы знаете. Для примера, посмотрите https://all-yoga.ru/section/1042 по этим комплексам я работаю (только более старшие курсы), побочных явлений не было и нет. Предварительно рекомендуется освоить мышечно суставную гимнастику (там же есть) https://all-yoga.ru/page/123 https://all-yoga.ru/page/1067 Поскольку те явления, происходящие с Вами вызывают опасения...