Расположение чакр.

Модератор: Клепа

Аватара пользователя
Larissa
Опытный практик
Сообщения: 2524
Зарегистрирован: 18 июл 2017, 02:50

Re: Расположение чакр.

Сообщение Larissa » 12 июн 2024, 04:30

Принятая у нас семичкаровая система и привычные всем цвета чакр были придуманы европейцами 100 лет назад. В Ведах, Упанишадах и других древних текстах о них не говорится ... )))
Чакры – часть индийского мистицизма и философии.
Самыми ранними текстами, где встречаются упоминания о чакрах, являются, во-первых, «Йога-сутры» Патанджали, которые датируются примерно II веком до нашей эры — IV веком нашей эры. И, во-вторых, это комментарий Вьясы к «Йога-сутры», приблизительно IV век нашей эры.
В самих Йога-сутрах (Глава 3, стих 29) упоминается только одна чакра, а вернее то место в теле человека, которое можно соотнести с будущими чакрами. Это пупочная чакра или набхичакра. Здесь говорится, что благодаря саньяме на пупочной чакре появляется знание строения тела. Саньяма — это общее название трёх последних членов восьмичленной йоги (дхарана, дхьяна и самадхи).
в комментарии Вьясы (на стих 3.1), встречается упоминание о местах, которые можно отождествить с более поздними чакрами. Это:

Пупочная чакра — набхичакра (будущая манипура)
Лотос сердца — анахата
Лучезарный центр в голове — аджна
Кончик носа (в списках более поздних чакр не фигурирует).

Эти места используются только для мысленного сосредоточения, для концентрации.
Живот — это обиталище жизненной силы. В старославянском языке живот означает жизнь. Сердце — важный орган, который ассоциируется с душой, считается самым священным органом человека. Аналогично с головой. Кончик носа- место для концентрации при медитации.

Наибольшего расцвета представления, связанные с чакрами достигают в позднесредневековых текстах. Шатчакра-нирупана (XVI в), фрагмент текста Шри Таттва Чинтамани автора Свами Пурнананда, Шива-самхита (XVII в), Гхеранда Самхита и Хатха-йога-парадипика.

Изображение

«Чакра» буквально переводится как диск или колесо, имеет и другие значения. Чакра может обозначать оружие, диск, один из атрибутов Вишну,чакрой может именоваться янтра. Шри чакра или Шри янтра — это самая священная янтра в южноиндийской тантрической традиции Шривидья, чакрой именуются групповые ритуалы тантриков, участники которых садятся по кругу...
То, что мы привыкли называть чакрой, также называют адхара (или основа), стхана (место), падма (лотос).
Синонимы есть и у отдельных чакр, и не всегда употребляются их привычные нам названия. Муладхара, например, именуется пхуми-чакрой, брахмападмой, чатурдалой или мулакандой. А свадхистана — бхимой, шатпатрой, вари, адхистханой.
В текстах индуизма и буддизма называется самое разное их количество. Что касается числа семь, то автором этого концепта является теософ Чарльз Ледбитер, который придумал его в начале XX века. В теософии Блаватской, учеником которой он являлся, особое значение всегда придавалось числу семь. И теософы пытались подогнать под это число вообще все восточные понятия, с которыми они сталкивались.

Расхожее мнение о том, что есть «высшие» чакры, отвечающие за духовность, а есть «низшие», которые связаны с сексом, с размножением, с чем-то низменным — это типично европейская точка зрения, и она совершенно не состоятельна. - это всё выдумки и фантазии европейцев.
Согласно Шатчакра-нирупане, в свадхистане пребывает Вишну. Шива-самхита: созерцание муладхары приводит к тому, что йогин овладевает знанием прошлого, настоящего и будущего.Созерцаниюм свадхистханы, обретает знание разных шастр.

Южноиндийская школа Шривидья выделяет девять чакр, начиная с акулападмы. В Кашмире в 1959 году был обнаружен манускрипт, содержащий описание 12 чакр: бхрамара, сахасрадала, пурна-гири-питха, аджна, балават, вишуддха, анахата, манас, манипура, кундалини, свадхистана и адхара. Шиваиты помещают над сахасрарой еще один центр, именуемый двадашанта, он находится над отверстием Брахмы (место на макушке голове. — Ред.) на расстоянии 12 пальцев и считается самой верхней чакрой. Иногда называется и две двадашанты. Девибхагавата-Пурана описывает кайласа-чакру и родхини-чакру, которые находятся выше аджна-чакры. И это немногие примеры, потому что вариантов описаний чакр, их числа и названий много.
Шатчакра-нирупана (классический трактат по чакрам) говорит, что канал сушумна, который расположен между двумя каналами — ида и пингала. Это лунный и солнечный каналы. Сушумна идёт по позвоночнику, внутри сушумны расположен канал нади. Это читрини — очень тонкий, как паутина. И на читрини нанизаны все лотосы.
В ранних йогических текстах описания их внешнего вида нет. Общим среди всех описаний является то, что чакра — это лотос, что у него есть лепестки, что внутри у него пребывают божества. Мужское, женское божество, также чакры могут включать геометрические фигуры, треугольники, четырехугольники, лингамы и т.п.
Цвета, к которым все привыкли — это тоже явно европейская выдумка — соотнесение чакр с семи цветами радуги.

Изображение

В Шатчакра-нирупане:

Муладхара — земля
Свадхистана — вода
Манипура — огонь
Анахата — воздух
Вишуддха — акаши

Упоминается три узла: узел Брахмы, Вишну и Рудры, которые присутствует в чакрах (сердце, шее и межбровье)и препятствует подъёму кундалини.

Санскритолог, индолог, специалист по тантрическим текстам Андрей Игнатьев https://dzen.ru/a/Y_y9cyN2ck1lDgd8


Вернуться в «Устройство мира и человека»