Речи Заратустры
Запись от Владимир Галка размещена 30.03.2011 в 18:27
О прославленных мудрецах.
Народу служили вы и суеверию народа, вы все, прославленные мудрецы! – а не истине! И именно потому воздавали вам почитание.
И потому терпели неверие ваше, что оно было уловкой и окольным путём к народу. Так даёт господин волю рабам своим и тешится своевольству их.
А кто ненавистен народу, как волк собакам: это – свободный ум, враг цепей, кто никому не поклоняется и обитает в лесах.
Вытравить его из логовища его – это всегда называлось у народа "чувством справедливости": он всё ещё натравливает на него самых зубастых собак своих.
"Ибо истина там: ведь там народ! Горе, горе ищущим!" – так раздавалось исстари.
Народу своему вы хотели создать оправдание в поклонении его: это называли вы "волей к истине", вы, прославленные мудрецы!
И сердце ваше всегда говорило вам: "от народа пришёл я: оттуда же исходит мне глас божий".
Умные и упрямые как ослы, вы всегда были заступниками народа.
И многие из властителей, желающие ладить с народом, впереди коней своих впрягали – ослёнка, какого-нибудь прославленного мудреца.
А теперь хотелось бы мне, – слушайте, вы, прославленные мудрецы! – чтоб наконец вы совсем сбросили с себя львиную шкуру!
Пёструю шкуру зверя хищного и косматую гриву исследующего, ищущего, покоряющего!
Ах, чтоб научился я верить в "истинное призвание" ваше, вам надо переломить свою благоговеющую волю.
Призванный – так называю я того, кто идёт в пустыни, где нет богов, и разбивает своё благоговеющее сердце.
Среди жёлтых песков, палимый солнцем, жадно и завистливо посматривает он на обильные родниками оазисы, где всё живущее покоится в тени дерев.
Но его жажда не в силах заставить его уподобиться этим исполненным довольства: ибо, где оазисы, там и идолы.
Быть голодным, жестоким, одиноким, безбожным: так повелевает себе львиная воля.
Быть свободным от счастья рабов, избавленным от богов и поклонения, бесстрашным и внушающим страх, великим и одиноким: такова воля призванного.
В пустыни жили искони призванные, свободные умы, цари пустыни; а в городах живут упитанные, прославленные мудрецы, – вьючные животные.
Ибо всегда везут они, как ослы – телегу народа.
Я, пожалуй, и не сержусь на них за это: но слугами являются они в глазах моих и сбрую вижу я на них, хотя бы и сверкали они золотом ея.
И часто бывали они слугами добрыми и достойными награды. Ибо так говорит добродетель: "если ты должен быть слугой, ищи того, кому служба твоя принесёт наибольшую пользу".
"Дух и добродетель господина твоего пусть возрастают от того, что ты стал слугой его: так возрастаешь и ты сам в духе и добродетели его!"
И поистине, вы, прославленные мудрецы, вы, слуги народа! Вы сами возрастали в духе и добродетели народа – и народ в вас! К чести вам говорю я это!
Но народом остаётесь вы для меня и в самых добродетелях своих, народом с близорукими глазами, народом, который не знает, что есть дух!
Дух есть жизнь, которая сама, точно нож, вырезывает жизнь: своими собственными муками умножает она собственное знание своё, – уже знали вы это?
И счастье духа в том, чтоб быть помазанным и слезами посвящённым на заклание, – уже знали вы это?
И слепота слепого, его искание и неверная поступь свидетельствуют о силе солнца, на которое он смотрел, – уже знали вы это?
И горами должен научиться строить познающий!
Мало того, что дух двигает горами, – уже знали вы это?
Вы знаете только искры духа: но вы не видите, что он – наковальня, не видите жестокости молота его!
Поистине, вы не знаете гордости духа! Но ещё менее вынесли бы вы кротость духа, если б когда-нибудь захотела она говорить!
И никогда ещё не могли вы ввергнуть дух свой в снежную яму: вы недостаточно горячи для этого! Потому не знаете вы и наслаждений холода его.
Но во всём вы обходитесь слишком приятельски с духом; и мудрость часто обращали в богадельню и больницу для плохих поэтов.
Вы не орлы: потому что не испытывали счастья в ужасе духа. А кто не птица, тому не дано парить над пропастями.
По мне, вы теплы: но холодны струи глубокого познания. Как лёд холодны глубочайшие источники духа: отрада для горячих рук, отрада для творящих.
Вот вы стоите предо мной, почтенные и важные, с выпрямленными спинами, вы, прославленные мудрецы! – ни сильный ветер, ни сильная воля не тревожит вас.
Видали ли вы когда-нибудь, как парус мчится по морю, круглый и раздутый, трепеща от бешенства ветра?
Подобно парусу, трепеща от бури духа, мчится мудрость моя по морю – моя необузданная мудрость!
Но вы, слуги народа, вы, прославленные мудрецы, – как могли бы вы мчаться со мною! –
Так говорил Заратустра.
Народу служили вы и суеверию народа, вы все, прославленные мудрецы! – а не истине! И именно потому воздавали вам почитание.
И потому терпели неверие ваше, что оно было уловкой и окольным путём к народу. Так даёт господин волю рабам своим и тешится своевольству их.
А кто ненавистен народу, как волк собакам: это – свободный ум, враг цепей, кто никому не поклоняется и обитает в лесах.
Вытравить его из логовища его – это всегда называлось у народа "чувством справедливости": он всё ещё натравливает на него самых зубастых собак своих.
"Ибо истина там: ведь там народ! Горе, горе ищущим!" – так раздавалось исстари.
Народу своему вы хотели создать оправдание в поклонении его: это называли вы "волей к истине", вы, прославленные мудрецы!
И сердце ваше всегда говорило вам: "от народа пришёл я: оттуда же исходит мне глас божий".
Умные и упрямые как ослы, вы всегда были заступниками народа.
И многие из властителей, желающие ладить с народом, впереди коней своих впрягали – ослёнка, какого-нибудь прославленного мудреца.
А теперь хотелось бы мне, – слушайте, вы, прославленные мудрецы! – чтоб наконец вы совсем сбросили с себя львиную шкуру!
Пёструю шкуру зверя хищного и косматую гриву исследующего, ищущего, покоряющего!
Ах, чтоб научился я верить в "истинное призвание" ваше, вам надо переломить свою благоговеющую волю.
Призванный – так называю я того, кто идёт в пустыни, где нет богов, и разбивает своё благоговеющее сердце.
Среди жёлтых песков, палимый солнцем, жадно и завистливо посматривает он на обильные родниками оазисы, где всё живущее покоится в тени дерев.
Но его жажда не в силах заставить его уподобиться этим исполненным довольства: ибо, где оазисы, там и идолы.
Быть голодным, жестоким, одиноким, безбожным: так повелевает себе львиная воля.
Быть свободным от счастья рабов, избавленным от богов и поклонения, бесстрашным и внушающим страх, великим и одиноким: такова воля призванного.
В пустыни жили искони призванные, свободные умы, цари пустыни; а в городах живут упитанные, прославленные мудрецы, – вьючные животные.
Ибо всегда везут они, как ослы – телегу народа.
Я, пожалуй, и не сержусь на них за это: но слугами являются они в глазах моих и сбрую вижу я на них, хотя бы и сверкали они золотом ея.
И часто бывали они слугами добрыми и достойными награды. Ибо так говорит добродетель: "если ты должен быть слугой, ищи того, кому служба твоя принесёт наибольшую пользу".
"Дух и добродетель господина твоего пусть возрастают от того, что ты стал слугой его: так возрастаешь и ты сам в духе и добродетели его!"
И поистине, вы, прославленные мудрецы, вы, слуги народа! Вы сами возрастали в духе и добродетели народа – и народ в вас! К чести вам говорю я это!
Но народом остаётесь вы для меня и в самых добродетелях своих, народом с близорукими глазами, народом, который не знает, что есть дух!
Дух есть жизнь, которая сама, точно нож, вырезывает жизнь: своими собственными муками умножает она собственное знание своё, – уже знали вы это?
И счастье духа в том, чтоб быть помазанным и слезами посвящённым на заклание, – уже знали вы это?
И слепота слепого, его искание и неверная поступь свидетельствуют о силе солнца, на которое он смотрел, – уже знали вы это?
И горами должен научиться строить познающий!
Мало того, что дух двигает горами, – уже знали вы это?
Вы знаете только искры духа: но вы не видите, что он – наковальня, не видите жестокости молота его!
Поистине, вы не знаете гордости духа! Но ещё менее вынесли бы вы кротость духа, если б когда-нибудь захотела она говорить!
И никогда ещё не могли вы ввергнуть дух свой в снежную яму: вы недостаточно горячи для этого! Потому не знаете вы и наслаждений холода его.
Но во всём вы обходитесь слишком приятельски с духом; и мудрость часто обращали в богадельню и больницу для плохих поэтов.
Вы не орлы: потому что не испытывали счастья в ужасе духа. А кто не птица, тому не дано парить над пропастями.
По мне, вы теплы: но холодны струи глубокого познания. Как лёд холодны глубочайшие источники духа: отрада для горячих рук, отрада для творящих.
Вот вы стоите предо мной, почтенные и важные, с выпрямленными спинами, вы, прославленные мудрецы! – ни сильный ветер, ни сильная воля не тревожит вас.
Видали ли вы когда-нибудь, как парус мчится по морю, круглый и раздутый, трепеща от бешенства ветра?
Подобно парусу, трепеща от бури духа, мчится мудрость моя по морю – моя необузданная мудрость!
Но вы, слуги народа, вы, прославленные мудрецы, – как могли бы вы мчаться со мною! –
Так говорил Заратустра.
Всего комментариев 0
Комментарии
Последние записи от Владимир Галка
- Древняя доктрина знания (10.06.2019)
- Речи Заратустры (18.10.2013)
- Речи Заратустры (30.03.2011)
- Речи Заратустры. (01.02.2011)
- Речи Заратустры. (30.01.2011)