Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

НИЯМА (Niyama)

8 частей йогиЯма и нияма – это названия двух первых ступеней йоги, по классификации, приводимой мудрецом Патанджали. Это первое и основное указание человеку с чего начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования. Яма – пять внешних принципов взаимодействия с собой и с Миром. Нияма – пять внутренних принципов взаимодействия с собой и Миром.

Учение йоги содержит десять установок для медитирующих: ЯМА - пять запретных и пять предписывающих – “нельзя” и НИЯМА - “следует” духовного пути. Значение их в том, что они предотвращают “утечку” нашей энергии. Достигается это тем, что сначала с их помощью заделываются дыры в подойнике, а затем они помогают нам собирать “молоко” внутреннего мира.

Число этих установок невольно заставляет сравнить их с десятью заповедями Моисея. Между ними, однако, есть разница. Яма и Нияма это не столько заповеди, сколько рекомендации. Они не столько акцентируют страдание, которое принесёт вам их несоблюдение, сколько ту пользу, которую вы получите от их выполнения. Они указывают направления развития. Упражняться в них можно бесконечно, пока не будет достигнуто духовное совершенство.

Как уже говорилось, ниям, или “следует”, на пути медитации пять. Это чистота, удовлетворённость, самоограничение, интроспекция (самоанализ, самопознание) и преданность Всевышнему Господу.

Качества эти, опять-таки, требуют более тонкого понимания. Под “чистотой”, например, разумеется сердечная, а не телесная чистота, хотя, конечно, она включает и последнюю. “Удовлетворённость” это не самодовольство, а состояние, в котором следует мужественно пребывать перед лицом самых тяжёлых превратностей. “Самоограничение” это не несение внешних аскез, а состояние невоволечённости во всё внешнее. Интроспекция (самоанализ, самопознание) это, казалось бы, обращение вовнутрь, однако это больше, чем самоанализ. Самоанализ всё так же держит ум привязанным к эго, тогда как, прежде всего, подразумевается обращение ума вверх за руководством посредством безмолвного шёпота интуиции. И, наконец, преданность Превышнему Господу – это преданность, направленная вовнутрь, а не разбрасываемая вовне в религиозных церемониях и ритуалах.

Интересно, что взаимосвязь между пятью ниямами и их противоположностью, ямами, имеет ещё аспект дополнения. Удовлетворённость, например, дополняется нестяжанием. Интроспекция (самопознание) имеет естественную взаимосвязь с непринятием. Самоограничение связано с брахмачарьей, чистота – с ахимсой, а преданность Превышнему Господу – с воздержанием от неправды.

Позитивным аспектом нестяжания и способом совершенствования себя в этом качестве является жизнь с настроем на удовлетворённость невзирая ни на какие обстоятельства.

Непринятие, означающее отказ от мысли о том, что мы чем-то обладаем, в качестве позитивного аспекта имеет созерцание бытия, а не небытия – того, чем мы являемся, а не того, чем мы не являемся. Санскритское название для этой ниямы свадхъяя. Поскольку дхъяя означает “изучение”, то авторитеты часто переводят это как “изучение писаний”. Сва, однако, обозначает “я”. Следовательно, более точным переводом этого слова будет “самоизучение”. А так как все ямы-ниямы относятся больше к ментальным качествам, нежели к внешним практикам, то свадхьяя имеет более глубокое значение, чем умственный самоанализ. Это, скорее, обозначение всё более глубокого самосознания – процесса, который превосходит ментальную интроспекцию и требует, чтобы мы видели самих себя и всё, что окружает нас, в связи с высшим, божественным “Я”. “Постоянно пребывайте,” – говорится нам – “в сознании внутреннего “Я””.

С пробуждением этого сознания мы познаём Господа как своё истинное “Я”.

Пять принципов ниямы

Средства «ниямы» есть не что иное, как дальнейшее развитие учеником способности управлять собой. Нияма — культивирование определённых навыков и привычек, которые помогают практикующему в приобретении навыков интроспекции. Это дальнейшее воздействие на характер человека, который практикует йогу, через самодисциплину. Именно поэтому «нияма» имеет более личный характер, нежели «яма». Если «яма» дает нам особые правила общения с окружающим миром, то «нияма» учит нас общению с собой и своею Сущностью.

Пять принципов Ниямы - это:

  1. Шауча – чистота, внутреннее и наружное очищение
  2. Сантоша - удовлетворенность, довольство существующим
  3. Тапас - самообуздание, пламенное стремление достичь определенной цели, уменьшение своих страстей и потребностей
  4. Свадхьаяя - познание своей души, самообразование, самообучение.
  5. Ишварапранидхана – преданность Вечному Единому.



Шауча

Первая из ниям — шауча (чистота). Шауча имеет как внутренний, так и внешний аспекты.

Внешняя чистота означает обычную чистоплотность. Сюда относится очищение тела как снаружи, так и внутри (купание, очистка кишечника, желудка и другие процедуры из комплекса шаткарм), а также и очищение тонких энергетических каналов и чакр.

Внутренняя чистота связана как со здоровым, естественным функционированием органов тела, так и с чистотой ума. Сюда относится очищение ума от несущих смятение эмоций: ненависти, ярости, гнева, вожделения, алчности, обмана и гордыни, порочных мыслей, а также очишение речи от пустословия и злословия. К Шауче относится и чистота пищи: это ее состав, способ приготовления, средства ее добывания. Важным моментом является чистота места для духовной практики.

В поддержании внешней и внутренней чистоты важную роль играют занятия асанами и пранаямой.


Сантоша

Следующая нияма — сантоша, скромность и умение довольствоваться тем, что есть. Обычно мы ожидаем, что наши поступки приведут к определенным результатам, и нас часто постигает разочарование. Но нам незачем отчаиваться, лучше просто принять то, что случилось. Истинный смысл принципа «сантоша» — принимать все как есть. Вместо того чтобы жаловаться, что что-то не так, мы должны принять то, что произошло, и извлечь из этого урок. Сантоша относится и к нашей умственной деятельности (например, к учебе), и к физической работе, и даже к тому, как мы зарабатываем себе на жизнь.

Это приведение в соответствие желаний и возможностей. Это удовлетворенность всем полученным при естественном ходе событий и добровольном отказе от наложения какого-либо рода претензий к происходящему. Это правило предполагает сохранение бодрости и спокойствия в любой ситуации. Ум освобождается от честолюбия, стремления к земным вещам и зависти по отношению к тем, кто наслаждается подобными вещами. Однако, не должно присутствовать довольство нравственными и духовными достижениями. Постоянная целеустремленность, наряду с настойчивостью, должны способствовать непрерывному прогрессу.


Тапас

Слово "тапас" происходит от корня, означающего "нагревать", "накалять" и означает рвение и усердие, внутренный огонь. Этот внутренний огонь направлен против собственного невежества. Тапас заставляет тело быть в форме и хорошо функционировать. Это действия, которые изучающий йогу должен практиковать ежедневно чтобы привести тело в нужное состояние. Буквальный смысл слова «тапас» — очищение тела посредством внутреннего огня. В контексте занятий йогой асаны и пранаяма являются средствами сохранения физического здоровья.

Еще один аспект тапаса проявляется в постоянном превосхождении самого себя. Тапас - это усилие, направленное на то, чтобы делать лучшее, что можешь, во всем, во что ты вовлечен.

Тапас часто переводят как самоотречение, самоограничение, аскетизм. Если под словом «самоотречение» подразумевается голодание ради голодания или суровый образ жизни, которого придерживаются ради него самого, то эти действия не имеют к тапасу никакого отношения. Это лишь может привести к серьезным проблемам со здоровьем и психикой. Но если под «самоотречением» понимается разумная, хорошо обоснованная дисциплина, помогающая вам продвигаться вперед в жизни, то вы говорите о настоящем тапасе. Тапас не должен вызывать страдания. Это очень важный момент.

Тапас можно определить как непрерывно прилагаемое усилие на пути к цели.

В Махабхарате Якша однажды задал вопрос Юдхиштхире:

«Как определяется Тапас?» Тогда Юдхиштхира ответил: «О, Якша! Какие бы препятствия, затруднения, противоречия ни возникали бы на пути выполнения долга, их нужно встречать с легкостью и никогда не отступать от своих обязаностей. Это и есть Тапас.» Следующие противоположности могут встретиться на пути: голод и жажда, холод и жара, счастье и несчастье, потери и приобретения, уважение и пренебрежение, похвала и упреки, почет и презрение, победа и поражение и т.д. Во всех этих условиях оставаться тем же, встречая их стойко и с радостью, — есть Тапас.

При этом очень важно не забывать об умеренности. Умеренность — поведенческий принцип, о котором в "Бхагавад-Гите" говорится: "Йога недоступна ни ненасытному, ни избегающему пищи; ни чрезмерно спящему, ни истощенному бессонницей. Йога есть избавление от страданий лишь для того, чье питание и отдых умеренны, чьи усилия соразмерны деяниям, чей сон и бодрствование уравновешенны".


Свадхьяя

Четвертая нияма — свадхяя. «Сва» означает «свое» или «собственное». Ад-хья'я переводится как «исследование», «изучение» (буквально — «приближение к чему-либо»). Таким образом, «свадхьяя» означает приближение к самому себе, то есть изучение самого себя. Любая учеба, любые размышления и любое общение, которые позволяют нам больше узнать о себе, — это свадхьяя. В контексте ниямы часто встречается перевод этого термина как «изучение древних текстов». Да, йога советует нам читать древние тексты. Потому что мы не всегда можем просто сидеть и предаваться созерцанию. Нам нужен образец. Для многих это Библия. Для кого-то это некая другая книга, значимая для него лично. Для некоторых это «Иога-сутры». «Йога-сутры» говорят, что по мере продвижения в исследовании самих себя мы постепенно будем находить связь с божественными законами и с пророками, открывшими их людям. И поскольку для этого часто рецитируются мантры, иногда можно встретить перевод термина «свадхьяя» как «повторение мантр*».


* Мантра — это слово или слог, который по традиции дается ученику учителем. Повторение мантры называется джапой и является одной из многочисленных техник йоги, используемых для медитации.


Ишварапранидхана

«Ишварапранидхана» означает «подносить все свои действия стопам Бога». Поскольку за нашими действиями часто стоит авидья - невежество, наши дела нередко идут плохо. Именно поэтому такое большое значение имеет сантоша (смирение): достаточно знать, что мы сделали все возможное. Остальное можно предоставить высшей силе. В контексте ниямы мы можем определить ишварапранидхану как позицию человека, который в ежедневной молитве подносит все плоды своих деяний Богу.


Выполнение упомянутых требований не относится к нравственным основам йоги. Скорее это взращивание качеств характера, необходимых для успешного продвижения в ней. При первом взгляде можно подумать, что «яма » ведёт человека к альтруизму, а «нияма », напротив, делает «откат» в сторону эгоистичности. Это противоречие кажущееся. Просто «яма » и «нияма » определённым образом уравновешивают друг друга для избежания однобокости, чтобы воля не вырождалась в жестокость, сила не становилась грубостью, а ненасилие — самоуничтожением. Бестактная правдивость весьма напоминает хамство, нестяжательство может быть превращено в иждивенчество, воздержание — в предмет ярой гордости.


Взаимосвязь между пятью ниямами и их противоположностью, ямами, имеет аспект дополнения. Тапас представляет собой естественное следствие брахмачарьи (самоконтроля), ибо подразумевает настрой на приём энергии, которая прежде направлялась вовне, и всё более усердное перенаправление её на духовный поиск.

“Чистота” составляет естественное сочетание с ахимсой (ненасилием), ибо лишь отказом от желания проявлять какое бы то ни было насилие по отношению к другим мы развиваем ту прекрасную невинность, которая является самым несомненным признаком внутренне чистого и пребывающего в покое сердца.

“Преданность Богу” составляет пару с “воздержанием от неправды”. Совершенная правдивость влечёт за собой безоговорочное признание того, что существует лишь одна реальность – Бог, вне которой у нас нет существования. Преодоление соблазна отложить момент встречи с конечной истиной о себе – такая непреложная и абсолютная честность по отношению к самим себе допускает лишь один результат, суть которого заключена в последней нияме.

 

Использованы материалы сайтов ananda.ru,  radosvet.net ,  

. Йога дипика - М: Альпина нон-фикшн, 2010.