Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Карма

КАРМА (санскр. karma = “деяние, поступок, жребий”), закон причин и следствий / закон причинно-следственных связей; одно из краеугольных философских и экзистенциальных понятий любой Школы и любого Учения, признающих концепцию перерождения/реинкарнации, которая при отсутствии К. просто утрачивает смысл; признание К. в качестве закона предполагает предельный уровень объективной (т. е. неотвратимой) личной ответственности за свои поступки/деяния; вероятно, наиболее известным определением К. является библейское “Око за око, и зуб за зуб” (Матф. 5, 38), почему-то привычно толкуемое (в том числе и в каноническом переводе указанного текста) не как закон объективного возмездия/воздаяния, но как формула индивидуального мщения.

“Если невесть откуда приходит к человеку какое-либо благо, (люди об этом) судят: «То произвол случая», ибо никто не прилагал к этому усилий. А когда человек обретает нечто предопределенное ему божественным установлением, то об этом думают: «Судьба»! Если же человек ценою собственных усилий обретает явный, зримый оком плод, то об этом говорят: «Человеческое деяние». Другой же, живя согласно природе своей, обретает блага без всякой (видимой) причины; знай, лучший из людей, что такой плод (зовется) «обусловленным природою». (Но) всякий плод, который таким образом достается человеку благодаря судьбе, случаю, природе или собственным стараниям, есть плод его прежних деяний! Ибо сам Установитель, Ишвара <санскр. Icvara = «Властитель, Владыка»; эпитет Шивы, а иногда — Вишну>, (учитывая) множество разнообразных причин, устанавливает людям их личную карму, наделяя их плодами прежде совершенных деяний. И что бы ни содеял человек, дурное или доброе, — знай, что это лишь стал явным по воле Установителя плод его прежних деяний.” (Мбх3)

“Карма ведет, Карма движет. Карма берет, Карма следует; Карма связывает. Карма освобождает, Карма дает. Карма никогда на стоит на месте. Мудрый йог наблюдает за Кармой и изучает ее законы; затем, благодаря духовным упражнениям, он отступает от Кармы. («Варахи-тантра»)

Закон действия и противодействия, причины и следствия, поступка и воздаяния. Карма формирует реальность. События, которые мы переживаем в настоящий момент, являются результатом наших прошлых поступков, в этой или в предыдущей жизни. А то, что мы совершаем в данную минуту, отражается на нашем будущем.Кармические силы пронизывают весь мир. Карма определяет всю жизнь дживы — бессмертной души человека. Согласно воззрениям индийской мистической философии, человеческая душа не умирает вместе с телом и не отправляется в «мир иной», но, связанная путами кармы, обречена снова и снова воплощаться в мирах сансары, одушевляя тела вновь рожденных существ. И если какие-либо наши поступки не возымели последствий в этой жизни, то они обязательно будут вознаграждены или наказаны в следующей — таков закон Кармы.

Карма входит в тело вместе с праной через верхние и нижние врата. Для того чтобы вернуться к изначальной Первопричине (парабpахме), необходимо «выжечь» всю свою карму. Тантристы утверждают, что от кармы можно избавиться с помощью «внутреннего огня», медитации и глубокого душевного покоя. Тем не менее, если адепт научится «динамично жить в настоящем», ему также удастся преодолеть последствия кармы.«Брихадараньяка-упанишада» отмечает: «Мужчина, который совершает половой акт, принимая во внимание закон Кармы, переносит на себя хорошую Карму своей партнерши; мужчина, который вступает в половую связь, не зная о Карме, рискует лишиться своей хорошей Кармы». Таким образом, во время полового акта происходит обмен кармами между партнерами.

Тибетцы рассказывают историю о великом учителе Гандапе и Дариме. Однажды Гандапа отказался дать посвящение царю, и тот обиделся на него. Государь решил выставить йога на посмешище. Зная, что Гандапа придерживается безбрачия, он послал к нему проститутку Дариму с угощением. Дарима была замечательна во всех отношениях. Когда йог покончил с едой, он пришел в некоторое замешательство, увидев рядом с собой прекрасную девушку. Дарима сказала, что собирается дождь и если учитель не возражает, она переждет непогоду y него под крышей. Затем женщина сослалась на темноту и попросила, чтобы Гандапа разрешил ей переночевать в его хижине. Йог дал своей гостье одеяла и подушку и велел спать на улице. Ночью Дарима стала кричать, делая вид, что на нее напали демоны. Тогда Гандапа позволил ей лечь рядом с собой. Хижина была невелика, тела их в конце концов сблизились и слились в любовном экстазе. Гандапа и Дарима вместе прошли весь путь Освобождения. Дариме даже удалось сжечь свою собственную негативную карму. Царь явился к великому учителю, чтобы изобличить его в лицемерии, но стал свидетелем произошедшего чуда и преобразился сам. Такова чудодейственная сила «обмена кармами».

Еще одна ситуация, при которой происходит обмен карм, упоминается в «Шива-пуране»:«Если человек ложно обвинен, на него переходит добрая Карма обвинителя, а обвинитель получает дурную Карму обвиненного. К гостю нужно всегда относиться с уважением, иначе тот отберет у хозяина его добрую Карму, а оставит дурную».

Некоторые тантристы утверждают, что при супружеской измене и сексуальном «вампиризме» человек не может приобрести ничего, кроме дурной кармы. Садомазохистские и гомосексуальные наклонности также считаются следствиями дурной кармы, порождающими еще более дурную карму.” («Энциклопедия тантpы». Сост. В. Hyгатов, М., 1997)

“КАРМА (санскр.), камма (пали; букв. — действие, обязанность, деятельность). Согласно тхеpаваде — любые моральные (кусала) и аморальные (акусала) волевые намерения. Если же действие совершено не преднамеренно, то оно не создает К. Следует отметить, что К. считается чрезвычайно сложным законом, характер проявления к-рого полностью осознал только Будда. В конструировании К. главная роль принадлежит мысли, т. к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию. Поэтому в абхидхармической лит-ре тхеравадинов осн. внимание уделяется классификации сознания. Сознание подразделяется на два вида: моральное и аморальное, к-рые в свою очередь делятся на 12 типов аморального сознания и 17 типов морального сознания. Эти 29 типов сознания называются К., т. к. их эффект проявляется автоматически, независимо от внешних обстоятельств. 17 типов морального сознания складываются из 8 типов сознания, присущего чувственному миру, 5 типов сознания, характерного для мира форм, 4 типов сознания, характерного для мира без форм.

8 типов неземного сознания (локуттара) не рассматриваются в качестве К., ибо они направлены на искоренение ее. В этих типах сознания доминирует фактор мудрости (праджня), в то время как для мирского сознания характерно волевое желание (четаня). Однако все типы сознания обусловлены К.: первые 12 типов аморального сознания активно производят негативную К.; 17 последних типов улучшают позитивную сторону кармы, к-рая содействует достижению просветления. Согл. закону зависимого происхождения, причиной появления К. является невежество или незнание сущности вещей и явлений. Любые желания, порожденные «я», сконструированным из скандх, производят К., воздаяние к-рой проявляется как в этой жизни, так и в отдаленном будущем. Подтверждением такого проявления плодов К. служат рассказы о перерождениях Будды и его учеников. Напр., хотя Будда полностью уничтожил свою К., он умер в результате отравления пищей. Согл. будд. традиции, Будда знал всё, в т. ч. и то, что умрет, съев недоброкачественную пищу, однако он не противился своей судьбе, или К., последнее действие к-рой должно было проявиться в его отравлении. Его ученик — Маудгальяна, достигший просветления, был избит до полусмерти разбойниками, что также объясняется кармическим воздаянием за его прошлые, пусть весьма отдаленные во времени, мысли и дела, порожденные его ложным «я».

Все учения буддизма, в том числе тхеравада, акцентируют внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах деяний, ведущих к хорошим последствиям. К 10 темным деяниям, или к темной дхарме (учению), тхеравада относит три физич. поступка: убийство, воровство, прелюбодеяние; четыре вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление словом, легкомысленная речь; три намерения, вызванные жадностью, недоброжелательством, невежеством.

Кармические последствия убийства: краткость жизни, болезни, постоянное горе по поводу утраты или потери достигнутого, постоянный страх.

Последствия воровства: нищета, несчастья, разочарования, постоянная зависимость от житейских обстоятельств.

Последствия прелюбодеяния: множество врагов, союз с нежелательными женщинами и мужчинами, возрождение в качестве женщины или евнуха.

Ложь ведет к тому, что человек будет постоянно сквернословить, будет лишен доверия и т. п.

Клевета ведет к утрате друзей.

Оскорбление словом порождает неприятный голос, вызывающий отвращение у других.

Недоброжелательность порождает уродства, многочисл. болезни, отвратительный характер; жадность карается тем, что в следующей жизни не исполнится ни одно из желаний.

10 светлыми деяниями, приносящими заслуги, являются: великодушие, нравственные поступки, медитация, почтительность, услужливость, приписывание своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы, распространение ее, следование правильному учению. Кармическое следствие великодушия — здоровье; нравственных поступков — рождение в благородной семье; медитация открывает путь в мир форм и мир без форм, помогает постигнуть высшую истину и достичь освобождения; почтительность принесет радость родителям; услуга обернется большой свитой; приписывание своей заслуги другому — гарантия изобилия в будущей жизни; умение радоваться успеху других приведет к собственной славе; слушание и распространение дхармы порождает мудрость; следование правильному учению обеспечит постоянное счастье.Как процесс формирования и проявления К. нельзя представить без идеи непрерывной цепи перерождений живых существ, так и идея перерождения оказывается несостоятельной без кармической концепции. Согласно учению тхеравады, действие закона зависимого происхождения распространяется на все уровни, куда существа попадают в зависимости от своей К. Ортодоксальность ранней тхеравады проявлялась в чисто формальном истолковании всех канонизированных положений учений, комментариев к ним, дисциплинарных правил, т. е. в слепом отношении к букве палийского канона (Типитака). Религ. концепция этого направления базировалась на представлениях о жизни Будды как о непрерывной цепи перерождений, на идее последоват. улучшения К. человеком, к-рый следует предписаниям палийского канона и ведет образ жизни, соответствующий срединному, или восьмеричному пути. В процессе своего развития эти представления перешли в идею накопления заслуг, на основе к-рой формировались взаимоотношения между сангхой и мирянами.” (В. И. Коpнев, Будд)“В широком смысле К. — это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, к-рые определяют характер его нового рождения, т. е. дальнейшего существования; в узком смысле — влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. <...> К. определяет не только благополучные и неблагополучные условия существования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете — прогресс или регресс по отношению к гл. цели человеческого существования — освобождению от пут «профанического существования» и подчинения законам причинно-следств. связей и зависимости вообще. <...> Этич. окрашенность закона К., то, что обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер нравственного воздаяния за совершенное (а не воздействия неотвратимых божеств. или космич. сил) отличает К. от понятия судьбы, или рока, в античном мировоззрении.” (ФЭС)“Ибо невозможно человеку не пожать того, что онъ посеялъ.” (ДорАв)“Принято считать, что буддизм пугает верующих кармой точно так же, как христианство стращает страшным судом. Но сейчас и этот барьер успешно пройден при помощи массовых реформ даже на этом глубоко мистическом уровне. Так, например, Свами Шивананда считает: «Вы можете творить чудеса. Вы можете преодолеть судьбу... Не говорите: «Карма. Моя карма сделала меня таким». Действуйте. Действуйте».” (АвдВ)“Согласно анализу адвайты*, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, больше кармы будет создано в будущем, и это называется агамин карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.” (Видьяшанкар Сундаресан «Ответы на вопросы»: http://www.cco.caltech.edu/~vidya/)*   Санскр. advaita = “нераздвоенность, единость”: учение о единости Атмана и Брахмана.“Лично я против того, чтобы загрязнять воду, а затем пить ее и называть при этом святой. Мой учитель предостерегал меня, чтобы я не пил из Ганга и не купался в нем с надеждой, что это смоет все грехи. Он учил меня философии кармы и говорил: «Человек должен пожать плоды своей собственной кармы. Закон кармы непреложен и признается всеми великими философскими системами в мире — что посеешь, то и пожнешь. Учись умению выполнять свои обязанности без отвращения и привязанности и не верь тому, что что-то может смыть твою плохую карму. Омовения в реке и паломничества от одного монастыря к другому не освободят тебя от оков кармы. Вера в подобные вещи не имеет под собой логической основы и является простым суеверием»”. (СвамиР)

“В обычном представлении о Карме мы соединяем два разных понятия добра. Вполне можно понять, что моральное добро производит или должно производить и увеличивать моральное добро, а моральное зло — продолжать и создавать моральное зло. Так это происходит во мне. Привычка любить утверждает и увеличивает способность любить, она очищает существо и раскрывает его универсальному добру. И наоборот, привычка ненавидеть разлагает мое существо, наполняет его ядом, скверным и ужасно ядовитым веществом, раскрывает его общей силе зла. Кроме того, моя любовь в виде продолжения или возврата должна производить любовь других, а ненависть взращивать в них ненависть; в определенной и значительной степени так и происходит, но это не должно быть и не является неизбежным следствием, и, все же, мы вполне можем видеть и верить, что любовь производит расходящиеся волны и помогает возвысить мир, в то время как ненависть дает противоположные последствия. Но какая необходимая связь между добром и злом, с одной стороны, и удовольствием и страданием, с другой? Должна ли этическая сила всегда давать родственный гедонистический результат? Не совсем, потому что любовь сама по себе радость, но любовь тоже страдает; ненависть — это беспокойная, саморазрушительная вещь, но в ней есть свое извращенное блаженство и свое удовлетворение; но, в конце концов, мы можем сказать, что любовь, поскольку она рождена универсальным блаженством, торжествует в силу своей природы, а ненависть, поскольку она есть ее отрицание или извращение, ведет к накоплению несчастий как для индивидуума, так и для всех других. И о всяком истинно моральном добре и настоящем зле можно сказать, что одно склоняется к какой-то высшей Правоте, Ритам* ведических Риши, закону высшей Истины нашего бытия, а эта Истина — дверь Духовной Ананды**, ее прекрасной природы; другое же является утратой или извращением Правоты и Истины и предрасполагает нас к ее противоположности, ложному блаженству или страданию. И даже в запутанных шагах жизни должно проявляться какое-то отражение этой идентичности.” (Шри Ауробиндо “Проблема Перерождения”)

. Эзотерический словарь смыслов русской йоги - М: ОКТАГОН, 2008.