Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

АГНИ

Агни -- энергия трансформации

Жизнь в своём вечном течение приобретает всё новые и новые формы, стремясь к бесконечному многообразию. Трансформация одной формы в другую происходит за счёт Агни -- энергии трансформации. Как во Вселенной в целом, так и в физиологии человека, любыми видоизменениями правит Агни. Переваривание пищи, обмен веществ, разрушение вирусов и микроорганизмов - всё это действие Агни. Если Агни находится в гармоничном состоянии, то в психофизиологии человека всё сбалансировано: нет никаких загрязнений, токсинов, новообразований и так далее. Ум такого человека ясен и оживлён, эмоциональная сфера жизни полна и его самоощущение всегда пробуждено. "Аюрведа - это лечение Агни", - говорит классический текст Аюрведы.

Существуют четыре основных состояния Агни. Первое - состояние гармонии Агни - Сама-Агни. Такой Агни - результат сбалансированных Дош. Три состояния дисбаланса -- Вишама-Агни, Тикшна-Агни и Манда-Агни -- вызваны дисбалансами соответственно Ваты, Питты и Капхи.

 

СостояниеАгни:Характеристика Агни:Состояние Дош:Влияние Дош:
Сама-Агни(гармоничный) Сохраняет баланс, если не нарушается регулярность питания и поведения. При их нарушении повреждается. Сама-Доша Сбалансированные диета и поведение.
Вишам-Агни(нерегулярный) Нерегулярный по при роде. Иногда повреждается нерегулярностью питания и режима, иногда нет. Ватала -- Вата, которая накоплена Вата примиряет диету и режим с показателями здоровья. Пока Агни находятся в балансе, тогда и показатели здоровья дают картину баланса.
Тикшн-Агни(острый) Устойчив ко всем видам нерегулярности. Нецелостный. Питтала-- Питта, которая накоплена Питта примиряет диету и режим с показателями здоровья. Пока Агни находятся в балансе, тогда и показатели здоровья дают картину баланса.
Манд-Агни(вялый, слабый) Повреждается, ослабляется при нерегулярном питании и режиме. Капхала-- Капха, которая накоплена Капха примиряет диету и режим с показателями здоровья. Пока Агни находятся в балансе, тогда и показатели здоровья дают картину баланса.

Существует 13 основных типов Агни (1+5+7 Агни). Первый и главный из них - зто Джатхара-Агни. Он является основой и опорой для всех Агни. Он расположен в области переваривания пищи, то есть в желудке, двенадцатиперстной кишке и тонком кишечнике. Он начинает процесс пищеварения и превращает пищу (Ахара) в пищевой сок (Ахара-Раса). Пять Махабхута-Агни последовательно превращают Махабхуты пищи в Махабхуты тела. Затем семь Агни-Дхату, точно также последовательно, структурируют из этих Махабхут Дхату тела: от Раса-дхату до Шукра-дхату. И, наконец, Шукра становится чистой сущностью жизни - веществом счастья -- Оджасом. "Этот процесс протекает до шести, или даже до сорока двух дней, но может быть и почти мгновенным, как в случае приёма молока со специальным средствами (добавками)", - говорится в Чарака-Самхите, древнем авторитетном тексте по Аюрведе.

Процессы пищеварения и обмена веществ

В процессе пищеварения пища и семь Дхату, находясь под влиянием Агни, претерпевают на каждом этапе двойное превращение в жизненно необходимое вещество (Прасад) и отбросы (Китту). Так Ахара (пища) превращается под влиянием Джатхара-Агни в Ахара-Расу и в Китту, из которых в последующем образуются фекалии, моча и пот (Пуриша, Мутра и Сведа). Дхату, превращаясь последовательно друг в друга -- Раса, Ракта, Мамса, Медха, Астхи, Маджа, Шукра -- также дают на каждом этапе свои собственные Китту. Это слёзы, выделения в ушах, волосы, ногти, роговица глаз, выделения под ногтями. Аюрведа считает, что Китту в физиологии выполняют конкретные функции и даже называет дисбалансы, связанные с их нарушением.

 

--------------------- Космическое Сознание - Сома Сознания ------------------------


            Джатхара-Агни             Агни пяти Махабхут      Агни семи Дхату
Оджас-Ахара -------------> Ахара-Раса -----------------> Раса --------------> Оджас
                             Китту                      Китту
 

 

Оджас ('Оджас - Соматмакам'), являясь сущностью пищи, претерпевает в физиологии последовательное превращение в семь Дхату, и в конечной стадии пищеварения выражает себя в своём чистом виде.

 

. , .