Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ШИВА (Shiva)

Один из великой троицы божеств, или проявлений сил Божественного в Природе;двумя другими являются Брахма и Вишну (см.). Шива воплощает силу разрушения,освобождающую человеческое существо от тех форм, в которых оно более ненуждается, обеспечивая ему при этом то удовлетворение сознания, котороеявляется плодом опыта. Эта функция, или форма Божественного, таким образом,является предметом особого внимания и почитания йогов, стремящихся косвобождению. В нашей жизни перед нами предстают формы, или объекты (ихпоявление — функция Брахмы); наш разум исполнен волей к жизни среди этихформ, их познанию и приданию им ценности (функция Вишну); наконец, мы обладаемсилой извлекать пользу из этого опыта, накапливая внутреннюю энергию,благодаря чему у нас исчезает необходимость в оформленности (функция Шивы). Поотношению к любому объекту у нас возникает следующая последовательностьощущений: сначала восприятие предмета, затем обладание им в то время, какразум накапливает знания о нем, и наконец, обретение чего-то внутри нас,пробуждение возможностей и способностей нашего сознания по отношению к этомуобъекту, после чего в самом объекте уже нет необходимости. Большинство людейудовлетворяется обладанием предметами, но йог продвигается дальше и стремитсяк обретению.

Сила Шивы приравнивается к Первому Логосу, Божественной Воле в Проявленном, вто время как Вишну являет собой Божественную Любовь, заботливость по отношениюк дживам, а Брахма — Божественная Мысль, обеспечивающая упорядоченностьзаконов Природы, в том числе закона кармы (см.). Последовательное проявлениеэтих трех сил является причиной циклов рождения, жизни и смерти в мире форм,актов, присущих всем объектам Природы и нашего опыта. Объект возникает в нашемвосприятии, воспринимается и постигается, а затем исчезает. Путем мышления мыделаем нечто, путем любви мы это нечто используем, а путем воли — отстраняеми переходим к следующему предмету. В глубине сердца мы приветствуем этотпроцесс; в нем проявляется как наша личная, так и Божественная воля. Йогнаблюдает и поощряет это познание единения человека с Божественным, имеющееместо в самом человеке.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.