Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ЧАКРЫ (The Six Chakras)

Чакра означает буквально: "колесо". Также называется падма (лотос) из-засходства с этим цветком. Шесть чакр расположены на уровне различных органовтела вдоль сушумны (см.), энергетического канала, проходящего по позвоночникуи его аналогу в тонких телах. Чакры имеют следующие имена и положение:

1. Муладхара: основание позвоночника, возле ануса.

2. Свадхиштхана: на уровне половых органов.

3. Манипурака: на уровне пупка.

4. Анахата: на уровне сердце.

5. Вишуддхи: на уровне горла.

6. Аджня: на уровне бровей.

Некоторые современные ученые тесно связывают чакры с важнейшими нервнымисплетениями тела; в частности, майор Индийской медицинской службы Б.Д.Базуразъяснил это в удостоенном премии эссе, напечатанном еще в 1889 году в"Гайз Хоспитал Газэтт". Этот замечательный врач и ученый описал этосоответствие следующим образом: (1) крестцовое сплетение; (2) простатическое;(3) надчревное; (4) сердечное; (5) горловое; и (6) кавернозное сплетение.

Падмы имеют "лепестки", которые указывают силы чакры, каждая из которыхобозначается буквой-слогом алфавита санскрита. В сумме таких лепестковпятьдесят, и они и соответствующие им силы, распределяются по чакрам следующимобразом: (1) четыре; (2) шесть; (3) десять; (4) двенадцать; (5) шестнадцать;(6) два. Как указывает майор Базу, количество лепестков соответствует числуважнейших нервов, исходящих из соответствующего нервного сплетения.

Помимо шести упомянутых, на вершине сушумны располагается "тысячелепестковыйлотос" (см. Сахасрара Падма). Майор Базу связывает его с medulla oblongata,продолговатым мозгом, из которого берут начало и в котором соединяются левый иправый симпатические каналы.

Как утверждает учение йоги, вверх по каналу сушумны всегда течет определенноеколичество энергии кундалини, однако пробуждение большего ее объема приводитчакры к более активному состоянию, что проявляется в усовершенствованиичувствительности органов восприятия и увеличению их силы, благодаря чему можноприобретать способности ясновидения, яснослышания, и так далее; каждая чакрасвязана с определенными формой материи и органом чувств, а именно: (1) земля,обоняние; (2) вода, вкус; (3) свет, зрение; (4) воздух, осязание; (5) эфир,слух; (6) разум. Кроме того, можно провести сравнение с соответствующимиявлениями и сферами человеческой активности: (1) тело; (2) страсти, желания иэмоции; (3) низший, или предметный ум; (4) моральные и этические свойства; (5)воля, и (6) высший разум. Таким образом, первая, вторая и третья чакрыобразуют низшую триаду, связанную с материальным миром, а четвертая, пятая ишестая чакры — высшую триаду, связанную с внутренним миром человека. Однако,все эти соответствия и сравнения следует воспринимать в очень широком исвободном смысле, поскольку подобные ответвления и взаимоотношения сложны втой же мере, сколько и сама жизнь, в которой разнообразные органы испособности проявляются в разное время по разному (см. также Кундалини;Сахасрара Падма и главы, посвященные отдельным чакрам).


. Словарь Йоги - К: София, 1996.