Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

СИДДХИ (Siddhis)

Представляют собой набор из восьми оккультных сил — достижений, совершенств,или приобретений, — сил разума, проявляющихся в отношении мира. Патанджали нерекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в противоположность, интереск ним рассматривается как отклонение от высших целей, на которые долженориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к самадхи(созерцанию, см.). Эти силы естественным образом вырабатываются, когда йогдостигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адептспособен тогда использовать их при необходимости.

Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться оченьмаленьким (анима), большим (махима), легким (лагхима) или тяжелым (гарима);добираться и дотягиваться до любого предмета (прапти); удовлетворять любоежелание (пракамья); обладать и контролировать все, что угодно (ишатва); ивласть направления любых событий в нужном направлении (вашитва). Последняяспособность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметьдело, пребывает в области личности, и будучи хозяином всех процессов в этойобласти, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешнимвоздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений. Свойства,подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностьюизменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим ималым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего,астрономического уровня.

Хотя Патанджади описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и предоставляетмножество соответствующих указаний, он упоминает, что психические силы(необязательно входящие в перечисленные восемь) могут быть выработаны, начинаяс рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний (мантр), илиаскетизма (тапас). Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер,чем тапас, являющийся частью йоги в повседневной жизни, начальной йоги,входящий в пять обрядов ниямы (см.). Без практики восьми аспектов йоги (анга,см.), однако, любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будетфункционировать только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа отжеланий причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным,требуемого первым аспектом (яма, см.) йоги, психические силы способны вовлечьчеловека в практики черной магии. Что касается крайнего аскетизма, он способензначительно утончить характер физического тела, но это еще не подразумеваетразвития разума.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.