Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ПРАНАЯМА (Pranayama)

Регуляция дыхания; управление и правильный подход к процессам вдоха и выдоха.Это означает приостановку дыхания только в той степени, в какой можно называтьостановками его задержки после полного вдоха и полного выдоха; однако это неполная остановка дыхания — в противном случае не имело бы смысла говорить овдохе и выдохе. Выдох, вдох и состояние покоя, задержки, являются тремямоментами, которые требуют регуляции по их характеру, продолжительности ипропорциональности. Пропорциональность означает взаимное отношениепродолжительности всех трех этапов дыхания. Наиболее часто встречающейсяпропорцией является одна единица времени для вдоха (пурака), четыре единицыдля задержки воздуха (кумбхака) и две единицы времени для выдоха (речака),однако Патанджали не упоминает о соотношении 1:4:2 или какой-либо другойпропорции, предлагая практикующим определить свой собственный стандарт,обеспечивающий наибольшее удобство и результативность. Что касается вопросапродолжительности этой единицы времени, необходимо рассмотреть систему егоизмерения. В прежние времена — и иногда сейчас — наиболее употребимойединицей времени (матра) для измерения продолжительности стадий дыхания быловремя, необходимое для того, чтобы три раза поднять руку над коленом и неторопясь щелкнуть пальцами. В переводе на привычные современные единицыизмерения времени это составляет около 3 секунд. После непродолжительнойпрактики ощущение продолжительности выбранной единицы времени становится упрактикующего автоматическим. В санскритской философской литературеупоминается также более мелкая единица времени под названием секунда, илимгновение (кшана), которая обычно считается равной четверти промежуткавремени, необходимого для мигания глазом; однако, она не используетсянепосредственно в пранаяме. Патанджали не дает никаких предписанийотносительно единиц измерения и продолжительности стадий дыхания. Он толькоотмечает, что цикл дыхания должен быть долгим, то есть более продолжительным,чем обычно; и — в связи с характером его течения — оно должно быть красивым,то есть дышащий не должен возмущать окружающий внешний воздух, должен обладатьздоровым телом и пребывать в спокойном состоянии, с тем чтобы максимальнообнажить свой внутренний свет и достичь ничем не отвлекаемой практикиумственной концентрации. См. также Необычные Формы Дыхания.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.