‎"Успех достигается только в результате непрерывающейся в течение долгого времени практики,
осуществляемой с позитивным настроем и рвением"


Патанджали, Йога-сутры, 1.14

ЗАКОН КАРМЫ (The Law of Karma)

Идея закона заключается в том, что все воздается той же монетой: относящийся кдругому с привязанностью получает взамен привязанность; делящийся мыслямиполучает знание; труд вознаграждается благосостоянием, и так далее, поотношению к любым дарам и займам, проявлениям милосердия и черствости, добрыми злым поступкам, эмоциям и мыслям. Подразумевается, что все то, что мыполучаем сейчас, есть последствия наших прошлых действий — то, чтозаработано, остается; то, что было похищено, теряется.

Карма подразделяется на три вида: зарождающаяся (крийамана, или вартамана);зрелая и реализующаяся, то есть прошлая карма, зрелые плоды которой нынепожинаются (прарабдха); и скрытая, остающаяся в запасе для реализации вбудущем (санчита). Карму обычного человека разделяют еще на белую, черную исмешанную, то есть приятную, болезненную и смешанную; белая являетсярезультатом разумности, доброты и самодисциплины. Однако о йогах, достигшихуровня одинакового отношения ко всем проявлениям зрелой кармы (путемпрактического осознания ее пользы как средства накопления необходимого опыта,очищения и совершенствования), говорят, что они не имеют ни белой, ни чернойкармы, ибо их жизнь не управляется соображениями удовольствий и страданий.Более того, рассматривая текущую карму с позиции вайрагья (см.), они необладают желаниями, которые способны изменить их будущую карму.

Скрытая часть кармы является приостановленной, поскольку все разнообразиепоследствий действий и поступков прошлого не может быть реализованоодновременно в одном событии жизни или определенных ее обстоятельствах;некоторые из них затруднены текущими условиями жизни человека, и поэтомупребывают в задержанном, латентном состоянии, но они проявятся, как толькообстоятельства будут благоприятствовать их проявлению. Это следует пониматьтаким образом, что и "то, что ушло", и "то, что еще не пришло" по своейприроде вполне реальны, и представляют собой потенциальные события, однаковажно подчеркнуть, что их форма реальности отличается от реальностисуществования в настоящем. Дверь к пониманию разумом их влияния в настоящемоткрывают память и прогнозирующее рассуждение. Обе формы латентных потенциаловобладают признаками качеств (гун, см.), как и все объекты в настоящем.Философия йоги признает объективную реальность действий и их последствий.

Хотя зрелой кармы, которая уже достигла стадии реализации, невозможно избежатьи ее можно только отрабатывать, это не относится к накопленной, скрытой карме,так что, например, добрый поступок в настоящем способен искупить злое действиев прошлом и прервать его кармическое воздаяние.

Карма связана с действиями, но не с сутью действующих сил, присущих высшему Я;так например, любовь сама по себе не создает карму, но ее создают поступки,вызванные любовью. Вред, причиненный человеком А по отношению к человеку В,может вернуться посредством человека С. Но любовь является силой притяжения,привлечения, и когда люди искренне любят друг друга, они соединятся вновьнезависимо от обстоятельств, или кармы, ибо прямое взаимодействие высших Япребывает вне материальных законов.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.