Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

ДХАРМА (Dharma)

Слово происходит от корня, означающего "предохранять", "поддерживать","придавать силы". Когда оно рассматривается в отношении прямоты или честности,это понятие означает стиль жизни, при котором человек не изменяет достигнутымим высшим принципам личности и поведения. Он должен сплотить воедино своиумственные, моральные и этические достижения. Таким образом, дхарма означаетобязанности по отношению к самому себе и честность перед самим собой. Хотябольшинство великих мыслителей считают ее внутренним и духовным законом долгаи обязанности, многие рассматривают дхарму как основу внешних социальныхкодексов, например, кастовой системы, которая в наше время в Индии практическиисчезла.

Дхарма рассматривается также как закон или правило, определяющее множествоцеремоний ортодоксальной жизни индусов. Существуют подробные инструкции о том,как следует молиться, выполнять пуджа (благочестивые обряды) и яджня (ритуалыжертвоприношения) для достижения определенных результатов. Эти обрядысоставляют целую науку взаимоотношений с невидимым миром (адришта) иумиротворения непредсказуемой судьбы. Однако йоги обычно отвергают их идвижутся в направлении полного использования способностей собственного разумапутем концентрации, медитации и созерцания. Йоги-ведантисты следуют крайнимпределам этого подхода; отвергая любые материальные и эгоистические цели, ониищут только Брахмана и отворачиваются даже от небес.

В буддизме дхарма возникает в форме дхаммы, означающей закон или способ жизни,предписанный Буддой как ведущий к нирване (см.). Дхамма в понятии Будды естьто же самое, что Благородный Восьмеричный Путь (см.). См. такжеОбязанность.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.