Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

АБСОЛЮТ (Absolute)

То, что нельзя описать ни в терминах материи, ни в понятиях разума, но что темне менее является источником и первоосновой обоих. Он не является пустотой,ибо пустота есть нечто присущее материальному миру. Его можно рассматриватькак чистое сознание, так как сознание осознает и материю, и разум; однако нашеобычное сознание, различающее их как два явления, а не как единое целое, непонимает своей подлинной природы, зная только свое отражение в этойдвойственности материи и разума. Сознание способно прийти к истинному знанию,в чем и заключается цель йоги. Абсолют можно также назвать жизнью, ибо именножизнь есть то, что возникает в сознании, когда встречаются материя и разум;таким образом, Абсолют может быть испытан в совершенном слиянии этих двухявлений, то есть в совершенной, утонченной и полной, неограниченной жизни,которая также является целью йоги.

Абсолют является целью практической йоги, так как йог учится не ставить передсобой некие конкретные цели, но наоборот, ожидать чего-то, о чем он прежде неимел представления. Он обращает свой взор к этой Сущности (пуруша), котораясуществовала, по словам "Риг-Веды", "когда не было ни существующего, нинесуществующего", но которая тем не менее "включает в себя всю Вселенную и,пожертвовав собой, сотворила "Веды" и все сущее". Йог, следующий этой цели насвоем пути, получает награду более насыщенной и полной жизни, но необязательно в виде материального богатства или высокого умственного развития,ибо они представляют собой лишь относительную свободу; он обретает такжерадость, более утонченную, чем несовершенные удовольствия тела и несовершенноесчастье ума; эта наполненная жизнь есть обещание и преддверие света самойцели. Cм. также Брахман; Сат-Чит-Ананда; Саччидананда.


. Словарь Йоги - К: София, 1996.