Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

САМАДХИ

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Медитация | Cамадхи | Сон > САМАДХИ

Самадхи - что это такое и как его достичь

Самадхи - что это такое и как его достичь

Практически каждый, кто занимался йогой или хотя бы читал йогическую литературу, знакомы с утверждением, что Самадхи – это «цель йоги». Известны утверждения, что достижение Самадхи излечивает тело от всех болезней, раскрывает умственный и психический потенциал человека, и кроме того, пробуждает, «чудесную» духовную силу, которую в свое время демонстрировали святые и пророки. Что же такое Самадхи, как его достичь и куда это может привести? Кому и для чего нужно Самадхи?

Размышления о самадхи

Размышления о самадхи

Вместо понятия "Самадхи" лучше говорить о так называемой «саньяме» (самьяме, самаяме), которая переводится с санскрита, как «погружение во что-то», и этот процесс погружения несколько условно делится на три стадии: начальную, среднюю и завершающую, которые соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи. Естественно, это тема достаточно непростая, и заниматься подобными практиками могут только очень подготовленные люди и только в настоящей духовной школе под непосредственным руководством настоящего Гуру, освоившего в совершенстве эти техники.

Рэй Брэдбери

Рэй Брэдбери "Вино из одуванчиков" (отрывок)

Рэй Брэдбери "Вино из одуванчиков" (отрывок) - в этом отрывке автор прекрасно описывает состояние, известное в йоге, как Самадхи

Михаил Пришвин

Михаил Пришвин "Жень-шень" (отрывок)

Михаил Пришвин "Жень-шень" (отрывок) - в этом отрывке  описывается состояние, известное в йоге, как Самадхи

Застрять в шаматхи

Застрять в шаматхи

Мумия монаха Лоунга Продаенга, который "застрял в шаматхи", в 1979 году, в возрасте 69 лет. Монахом он стал за 19 лет до этого события. То есть уже в довольно зрелом возрасте и менее чем за двадцать лет, практикуя буддийскую медитацию школы тхеравады однажды уединившись в своей келии, погрузился в глубокую медитацию из которой до сих пор не вернулся. Его тело все еще находится в той позе, в которой его обнаружили 33 года назад. 

Как достичь самадхи. Часть 1.

Как достичь самадхи. Часть 1.

Сегодня немногие вообще интересуются Самадхи и даже просто медитацией в рамках «обычной» йоги. Если для вас йога — физическая культура, вряд ли медитация заинтересует. С другой стороны, обычно процесс самопознания начинается на уровне тела (самом грубом — асаны), затем идет открытие энергетичеких возможностей (что рождает интерес к пранаяме), и потом уже к медитации (как методу поработать напрямую с умом и исследовать дальше). Сейчас йогу коммерчески невыгодно преподавать «в пакете» «3 в 1», как это делалось на протяжении тысячелетий, т.к. медитация обычно вызывает не больший интерес, чем, например, мантра-йога. Обычно незнающий человек считает медитацию просто потерей времени, а практику асан — эффективной. Если вы уже осознали, что «без медитаци — никуда», то вы «созрели» для «быстрых методов» достижения Самадхи — конечной и единственной цели медитации.

Как достичь самадхи. Часть 2.

Как достичь самадхи. Часть 2.

Обнаружение мысли как чего-то отдельного от «себя» ведет к разотождествлению с наполнением ума (умом) — мыслями. Многим сложно ухватить эту идею, особенно если интеллект не является преобладающим, но действительно, наш ум — вовсе на «наш», а просто ум; «Я» (как свидетель всего в вашей жизни) и ум — это разные инструменты, которыми вполне можно и пользоваться раздельно. Ум — это синоним мысли, ум не отличен от мыслей, и если мысль прекращается — ум тоже, вместе с ней. Возникает состояние не-ума («Читта Вритти Ниродха»), которое наблюдается Наблюдателем (разумом), который еще называют Сакши («Свидетель»), или наблюдателем*.


Советуем посмотреть

Йога - искусство священного безумия. Денис Заенчковский


По-настоящему йогой начинают заниматься только отмороженные на всю голову люди. И только у них нас самом деле есть какой-то шанс въехать в эту тему. Разум в этот процесс должен почти не вмешиваться. Тем не менее, это особый тип помешательства, так как сосредоточенность на внутренних процессах должна быть настолько развита, чтобы человек выработал особое чутье. Это иногда называют интуицией, иногда ясновидением, иногда интроспекцией, иногда знанием. Патанаджали назвал это состояние читта вритти ниродхах (отсутствие деятельности сознания) и дал ему название Йога. 

Жизнь без еды — Опыт пранаеда. Интервью с Константином Ропаевым

Я ничего не ем, и это называют – праноедением, солнцеедением, бретарианством. Лучше всего назвать это просто – неедением. Неедение – как-то не звучит, по-этому придумали термин – праноедение. На самом деле праны не существует, и есть её невозможно. Это просто символический образ витальной энергии. Я считаю что все эти термины не описывают это явление, от того не верны. Я долго думал, прежде чем рассказывать об этом другим, но решился. Дело в том, что когда Вы говорите, что ничего не едите, то, даже близкие люди реагируют на это негативно. И они в этом не виноваты, так как реагирует не сам человек, а его привычки, его ум. Дело в том, что все вокруг едят и этот образ жизни у них с детства. Когда Вы им говорите, что не едите, они не понимают всего этого. Естественно они воспринимают Вас как чужака, очень отрицательно, негативно. Хотя сами удивляются своим эмоциям. То есть они из них выходят спонтанно.

М. Константинов. Развитие осознанности как основной метод йоги

Михаил КонстантиновПопадаются еще, правда, отдельные несознательные граждане, которые не хотят духовно расти. Мы пришли к вам спину лечить, говорят они нам, а не медитировать. Наивные, не понимают, что в йоге применяется системный подход. И если у тебя болит спина - это потому, что ты ведешь себя неправильно.

Путь к йоге: интервью с Борисом Гребенщиковым

Я просто жалею о том, что не начал заниматься йогой 20 лет назад. Это сильно сэкономило бы мне время. Потому что реально я начал заниматься йогой в конце февраля 2002 года. Так или иначе, по причинам, которые я вряд ли смогу сформулировать, я начал заниматься. И с тех пор занимаюсь практически каждое утро, за вычетом, может быть 10-12 дней, когда я где-нибудь в поезде, и просто нет возможности заниматься. Есть набор асан, которые я делаю в той мере, в которой у меня есть время. У меня нет и никогда не было ни своего учителя, ни своего инструктора. В основном все, что я делаю, я почерпнул на занятиях у Доктора Рао (два или три занятия) и потом - по книгам Айенгара.