Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Пранаяма

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Пранаяма

КАТАЛОГ ПРАНАЯМ

КАТАЛОГ ПРАНАЯМ

В каталоге приводятся техники нескольких десятков пранаям.

О.Буланова. Освоение Базовых Пранаям - 1

О.Буланова. Освоение Базовых Пранаям - 1

В первой части описываются предварительные техники: сидячие асаны, шаткармы, бандхи. Прежде чем приступить к занятиям Пранаямой имеет смысл практиковать асаны хатха йоги хотя бы около полугода, чтобы, по крайней мере, была возможность находиться достаточное время в какой-нибудь позе, сидя с прямой спиной. Перед тем как приступить к Пранаяме, желательно уделить какое-то время выполнению йогических чисток или Шаткарм. В данном случае самыми полезными оказываются Джала Нети и Сутра Нети. 

О.Буланова. Освоение Базовых Пранаям - 2

О.Буланова. Освоение Базовых Пранаям - 2

Во второй части описываются техники базовых пранаям: Капалабхати, Бхастрика, Полное йоговское дыхание, Сурья Бхедана пранаяма, Чандра бхедана пранаяма, Нади Шодхана пранаяма, Анулома-Вилома, Уджайя, Ситали, Ситкари, Бхрамари. Дается рекомендуемая последовательность выполнения пранаям.

Учебное видео Хатха Йога с Ольгой Булановой. Пранаяма - полный учебный курс, иллюстрирующий все описанные техники.  

Капалабхати - техника, тонкости, обсуждение

Капалабхати - техника, тонкости, обсуждение

Капалахати - техника, механизм воздействия на организм, сравнение с другими дыхательными техниками.

Капалабхати - прояснение

Капалабхати - прояснение

Капалабхати одна из очистительных техник, классифицируемых как Шаткарма, которые используются в практическом арсенале Хатха йоги, а также может использоваться,  как составная часть Пранаямы. Поверхностное описание дыхательной техники приведено в «Хатха Йога Прадипике» - 

«Вдох и выдох следует делать быстро, подобно тому, как работают кузнечные меха. Это очень известная практика Капалабхати, которая устраняет болезни, вызываемые избытком слизи в теле».(шлока 2:35)

Мурчха-кумбхака и Мурчха-пранаяма

Мурчха-кумбхака и Мурчха-пранаяма

Эта техника дыхания в древних писаниях объясняется весьма завуалированно и закодированно, из-за чего она часто дает повод к двусмысленным толкованиям. Ее выполнение требует основательной подготовки ученика, так как она очень жестко влияет на мозг и органы чувств головы, в особенности, на глаза. Сначала необходимо создать внутричерепное давление, необходимое для возникновения состояния подобного обмороку, для чего садхак должен быть в состоянии удерживать ширшасану (стойку на голове) (стр. 472) не менее десяти минут, в строгом соответствии с представленным в данной книге руководством.

Практика задержки дыхания (кумбхака)

Практика задержки дыхания (кумбхака)

Задержка дыхания (кумбхака) – это мощная техника самотрансформации. Она воздействует на все уровни человеческого существа, и в добровольно-принудительном порядке знакомит практика с теми аспектами самого себя, которые обычно прячутся от других инструментов самоисследования. К тому же техника предельно проста – по сути, все сводиться к тому, что нужно на время перестать дышать. Варианты задержек и способы их ежедневного выполнения будут перечислены ниже,

Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе

Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе

Враджана-пранаяма - дыхательное упражнение при ходьбе – разработка Шри Свами Шивананды.


Советуем посмотреть

Комплекс 8

С этого комплекса начинается работа с энергией чакр.

  1. Полное дыхание йогов сидя
  2. Акапалабхати
  3. Капалабхати
  4. Кумбхака
  5. Бхастрика
  6. Анулома Вилома
  7. Сукх Пурак
  8. Йога-мудра с Симхасаной
  9. Ардха Салабхасана
  10. Салабхасана
  11. Ардха Матсиендрасана
  12. Триконасана, разновидности первая, вторая, третья
  13. Сиршасана
  14. Матсиасана, первая разновидность
  15. Созерцание
  16. Шавасана

Бихарская Школа Йоги

Основателем Бихарской школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешестествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество. Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознаниия своего тела.