Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Ислам

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Йога и Религия > Ислам

Ислам почти полностью является религией преданности. Он породил суфизм, который знаменит своими неистовыми бхактами. Суфизм делает акцент на использовании танцев, музыки и пения. Его последователи при повторении мантр выполняют предписанные танцевальные движения. Это очищает сердце и усиливает чувство бхакти. Осознание повышается, и ум становится более однонаправленным. Эго уменьшается, а вместе с ним и пелена заблуждения. В конечном итоге это ведет к трансценденции и высшему постижению.

Самая известная мантра, используемая в исламе, — это ла илах илла'ллах,  что означает «нет бога кроме Бога». Эту фразу повторяют снова и снова, как в практике джапы. В исламе Этот процесс называется зикр.  Утверждают, что благодаря интенсивной практике и религиозному рвению зикр  (памятование), закир  (тот, кто вспоминает) и мазкур  (тот, о ком вспоминают) становятся одним целым. В точности то же имеет место в йоге и многих других системах.

При наличии глубокой бхакти со временем возникает не требующий усилий поток осознания к объекту поклонения. Это явление называется фана  и сравнимо с дхьяной, или медитацией. В конечном итоге, оно приводит к состоянию баква,  которое в йоге называется самадхи. Это точная аналогия раджа йоги, но в области бхакти йоги. Во всех случаях делается акцент на восхождении преданности, так что она может воспринимать нисхождение милости. Аналогичное понятие используется в интегральной йоге Шри Ауробиндо. В мусульманстве и суфизме есть бесчисленные известные бхакты. В качестве примера мы приведем несколько высказываний Рабий из Басры; она жила в VIII в. там, где сейчас находится Ирак. В молодости она страдала от голода, рабства и побоев. Тем не менее, она стала бхактой и написала:

Возлюбленный, у меня лишь одно страстное стремление...
Помнить тебя и только тебя...
Я сделала тебя спутником своего сердца.
Томление и стенание любящего будут продолжаться,
Пока сердце не успокоится в возлюбленном.

Она также писала:

Одна черта пробужденного ума — то, что он сосредоточен на высшем и не стремится ни к чему другому.
Ум, поглощенный служением одному, не желает ничего другого.

Мы закончим этот раздел стихотворением суфия А.Аттара:

Радость — радость — я торжествую,
Я более не знаю себя как просто себя.
Я пылаю любовью.
Ее центр во мне
И ее чудо повсюду вокруг меня.
Радость — радость — никакой смертный не сможет меня понять.
Я и купец, и жемчужина — одновременно.
Подумать только, время и пространство припадают к моим ногам.
Радость — радость — когда я в экстазе погружаюсь в себя
И познаю все сущее.


Советуем посмотреть

Патент на йогу

Индийское правительство намерено запатентовать йогу как местное наследие, чтобы предотвратить постоянно появляющиеся заявления об открытии ее новых видов. Планируется снять сотни поз традиционной йоги на видео, пишет The Daily Telegraph.

Йога - искусство священного безумия. Денис Заенчковский


По-настоящему йогой начинают заниматься только отмороженные на всю голову люди. И только у них нас самом деле есть какой-то шанс въехать в эту тему. Разум в этот процесс должен почти не вмешиваться. Тем не менее, это особый тип помешательства, так как сосредоточенность на внутренних процессах должна быть настолько развита, чтобы человек выработал особое чутье. Это иногда называют интуицией, иногда ясновидением, иногда интроспекцией, иногда знанием. Патанаджали назвал это состояние читта вритти ниродхах (отсутствие деятельности сознания) и дал ему название Йога. 

Медитация. Кайя стхаирьям

Для практики медитации очень важно быть способным неподвижно сидеть в одной позе, не отвлекаясь на физическое тело. Первая цель медитативной практики состоит в том, чтобы забыть о своём теле. Однако, описанная ниже практика — кайя стхаирьям  — как будто бы противоречит этому основному правилу. В ней человек старается осознавать своё тело, исключив всё остальное. То есть, вместо того, чтобы забыть о теле, человек должен стараться обострять осознание тела. На первый взгляд, это может показаться слегка парадоксальным. Однако эта практика основана на хорошем понимании работы ума.