Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

Ступени Йоги

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > Ступени Йоги

Нияма

Нияма

“Нияма” - это не контроль, а пути; это наши качества, которые следует развивать и в которые следует направлять энергию. С освоением Ямы сознание освобождается от неправильных состояний, делается более пустым, и на место "пороков" приходят добродетели "Ниямы"

Пять основных принципов “Ниямы”:

  1. Шауча - чистоплотность
  2. Сантоша - довольство
  3. Тапасья - самоограничение
  4. Свадхъяя - самоизучение
  5. Ишвара пранидхана - поклонение Богу (набожность)

Некоторые источники приводят также и семь дополнительных принципов Ниямы (см. сайт иснтитута Йоги и Ушу):

  1. Сауманасья (saumanasya) - принцип Благожелательности
  2. Ман-дхатар (man-dhatar) - принцип Вдумчивости
  3. Нирага (niraga) - принцип Бесстрастности
  4. Аваща (avasa) - принцип Независимости
  5. Мантра-вид (mantra-vid) - принцип Знания заклинаний
  6. Дамсанавант (damsanavant) - принцип Обладания необыкновенной силой
  7. Нишпратидвандва (nispratidvamdva) – принцип Неимения противников
Асана

Асана

Асаны — статичные положения тела. Являются одними из важнейших составных частей йогической тренировки.

Асана, согласно Патанджали, - "это положение тела, которое удобно и приятно". Некоторые современные практикующие, прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки и едва ли могут быть названы "удобными и приятными". Данный парадокс связан с тем, что, по-видимому, во времена Патанджали йоги использовали лишь небольшое количество асан, среди которых не было изощренных, подобно тем, что предлагают современные школы. Так, в "Хатха йога прадипике" приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны.

Пранаяма

Пранаяма

Пранаяма не занимается, как многие думают, дыханием; дыхание на самом деле имеет весьма мало отношения к ней, чтобы не сказать, никакого. Дыхание есть только одно из многих упражнений, посредством которых мы достигаем действительной Пранаямы. Пранаяма значит управление Праной.

Самадхи

Самадхи

Самадхи - духовное состояние сознания. Существуют различные виды самадхи. Среди низших самадхи савикальпа самадхи есть наивысшая форма. За савикальпа самадхи идет нирвикальпа самадхи, но между ними огромная пропасть: это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние и за пределами нирвикальпа самадхи, называемое сахаджа самадхи.

В савикальпа самадхи на короткий период времени вы теряете все человеческое сознание. В этом состоянии понятие времени и пространства совершенно другое. В течение часа или двух вы находитесь в совершенно другом мире. Там вы видите, что почти все сделано. Здесь, в этом мире, в вас и в других есть еще много невыполненных желаний. Миллионы желаний еще не исполнены, и миллионы дел остаются в ожидании осуществления. Но когда вы пребываете в савикальпа самадхи, вы видите, что практически все сделано, вам нечего делать. Вы - только инструмент. Если вы используетесь, прекрасно, если нет, значит все уже сделано. Но из савикальпа самадхи каждый должен вернуться к обычному сознанию.


Советуем посмотреть

Размышления о самадхи

Вместо понятия "Самадхи" лучше говорить о так называемой «саньяме» (самьяме, самаяме), которая переводится с санскрита, как «погружение во что-то», и этот процесс погружения несколько условно делится на три стадии: начальную, среднюю и завершающую, которые соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи. Естественно, это тема достаточно непростая, и заниматься подобными практиками могут только очень подготовленные люди и только в настоящей духовной школе под непосредственным руководством настоящего Гуру, освоившего в совершенстве эти техники.

УМ СТОЙ..! РАЗ, ДВА!

Очень частый вопрос, который спрашивают: «А как остановить ум?». Вопрос действительно насущный. Многие просто устали жить в хаосе эмоций, чувств и мыслей. Хочется побыть хотя бы в относительном покое, хочется внутренней тишины!  Да, хорошо, давайте поднимем эту тему. Но в начале я вас несколько разочарую. Ум остановить невозможно! По крайней мере методами самого ума. Уму это не нужно! Зачем ему останавливать самого себя?! Его природа – движение!

Свами Вивекананда (1863-1902)

Cвами Вивекананда (Нарендранат Датт, 1863-1902). В результате миссионерской деятельности Вивекананды, ученика Рамакришны, в конце XIX века йога становится популярной в США, а далее и в России и развивается по новым направлениям. Мировозрение Вивекананды основано на философской системе "Веданта", на базе которой развивались основные виды йоги - "Раджа Йога", "Бхакта Йога", "Карма Йога", и т.д.

Йога и Христианство. В.Бойко

Глава из книги В.С. Бойко  Йога - искусство коммуникации

Вывод напрашивается однозначный: обожение в мистическом христианстве — тупиковая ветвь универсальной технологии, исчерпывающе представленной в йоге. Уместно вспомнить опыты со стимуляцией «центров удовольствия», что аналогично мистическому богообщению, где лишь способ «нажимания рычага» гораздо более затейлив.

Страницы  -1- -2-