Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь.

История, Школы, Учителя

Энциклопедия Йоги. Йога - способ жизни на земле. > История, Школы, Учителя

Авторитеты и персоналии

Авторитеты и персоналии

Известные йоги пролшого и современности

Преподаватели йоги

Преподаватели йоги

Опытные преподаватели йоги, у которых имеет смысл заниматься. Разумеется, это не исчерпывающий список, я пишу только о тех преподавателях, с которыми знаком, и которых могу порекомендовать 

Направления и Школы

Направления и Школы

Описываются различные течения в йоге, приводится классификация школ и направлений йоги
Бихарская Школа Йоги

Бихарская Школа Йоги

Основателем Бихарской школы является Сатьянанда Сарасвати (род. 1923), ученик Свами Шивананды. После десятилетнего обучения у своего гуру он оставляет ашрам с целью дальнейшего совершенствования практики и долгое время путешестествует по Индии, Бирме, Афганистану, Непалу и Цейлону, обучаясь у разных мастеров тантры. В 1963 году он основывает Бихарскую школу йоги. В 1983 году Сатьянанда отходит от управления школы и других социальных институтов, созданных за время его деятельности и, передав управление своему ученику Свами Ниранджананде, удаляется в отшельничество. Практика хатха-йоги в данной школе представляет собой выполнение небольшого объема асан, очистительных процедур и пранаям. Практика в основном ориентирована на терапевтические цели. Зато значительная роль отводится понятию Кундалинии и работе с этим аспектом индийской метафизики. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием «Йога нидра». Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознаниия своего тела.

Аштанга-Виньяса Йога

Аштанга-Виньяса Йога

Основателем этой школы является Шри Кришна Паттабхи Джойс (род. 1915), ученик Кришнамачарьи. Это достаточно «суровое» направление по требованиям, предъявляемым к физическим возможностям практикующим. Имеется в виду требования не к гибкости, а к общим ресурсам организма (степень функциональной нагрузки). Однако Паттабхи Джойс не желает адаптировать систему под ограниченные возможности учеников, так как, по его мнению, это приведет к профанации метода. Основной книгой Паттабхи Джойса является «Йога Мала», которая в 1999 году была переведена на русский язык.

Йога Айенгара

Йога Айенгара

Особенности йоги  Айенгара: статичная практика асан, симметрия, тщательное выравнивание, тонкая и глубокая работа в позе. Длительное пребывание в позе. Постепенное развитие практики, переход от более простых поз к более сложным позам по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению. Использование разнообразных вспомогательных пропсов

Джапа Йога

Джапа Йога

Джапа йогаИз всех систем йоги, пробуждающих пратьяхару (отвлечение от внешних объектов) и ведущих непосредственно к самадхи, джапа йога является наиболее безопасной и лёгкой практикой и потому может использоваться каждым в любое время и в любых условиях.
Кундалини йога

Кундалини йога

Предполагается, что кундалини-йога работает с нашими энергетическими каналами. И по этим каналам, словно ток по проводам, должна двигаться энергия кундалини. Но изначально она дремлет где-то в основании позвоночника, или в муладхара-чакре. Наша задача – разбудить ее, поднять по позвоночнику к самой высшей чакре – сахасраре, где произойдет слияние с Шивой и наступит так называемое освобождение. Но это будет потом – в результате интенсивной работы. Пока же кундалини, как образно охарактеризовали ее мудрецы, дремлет змеей, окольцевавшей фаллос Шивы

Нада-йога. Звучание тонкой Вселенной.

Нада-йога. Звучание тонкой Вселенной.

Согласно индийской философии, первоначальная материя Вселенной – это звук. Всё окружающее наполнено звуком, каждое движение создает его. Но не все звуки доступны обычному человеческому уху, - звуки высших сфер можно услышать только трансцендентным слухом. Помочь в этом может Нада-йога, –духовная практика, в основе которой лежит концентрация на внутренних звуках. Ведь звуки тонкого мира звучат и внутри нас, услышав их, беспокойный человеческий ум сможет расслабиться и личное я постепенно растворится в бесконечном блаженстве. Само слово «Нада» одновременно означает и звук и цветение. Таким образом, Нада-йога – это «расцветание сознания» с помощью звука

Йога

Йога "читта-вритти-ниродхах". А.Сидерский

Слово «йога» — санскритское. Прямой перевод – «узда», «упряжь», «упряжка». Существует множество других значений. Но, судя по всему, все они имеют более позднее происхождение, чем собственно факт экспериментального осознанного вычленения некими человеческими существами определенного способа достижения вполне конкретного состояния сознания. Попробуем выбрать из трех вариантов перевода наиболее адекватный. Иначе нам будет весьма сложно понять, что именно имели в виду древние. Подсказка – в определениях, данных понятию «йога» теми, кто ввел в употребление сам термин.

Йога теней (Shadow Yoga) Шандора Ремете

Йога теней (Shadow Yoga) Шандора Ремете

Основатель стиля Шандор Ремете родился в Венгрии в 1943 году. Как говорит сам Шандор, на формирование его стиля оказали влияние традиции Айенгара, Кришнамачарьи и искусство кэндзюцу, в котором делается акцент на развитие «хара» — энергетического центра, расположенного на уровне пупка. В сферу его исследований входят сидда медицина, система мармастаана, аюрведа и её связь с йогой и цигун, а также системы подготовки танцоров бараттанатья и каттакали.


Советуем посмотреть

Дмитрий Беляев

Из известных на данный момент духовных традиций, наибольший интерес у меня вызывает учение Дзогчен. В связи с этим неоднократно принимал участие в ритритах Чогьяла Намкая Норбу Римпоче и других известных буддийских учителей

Холестерин

Еще не так давно считалось нормальным воз­растное увеличение содержания холестерина в кро­ви. Подобные выводы основывались на среднеста­тистических данных. Но ведь ясно, что на больных людей, которые и "делают" средние цифры, ориен­тироваться нельзя. Возрастная патология - не нор­ма.

Свадхистхана-чакра

Слово сва  на санскрите означает «собственный», а слово адхистхана  — «место обитания, жилище». Поэтому сва + адхистхана = свадхистхана  означает «собственное обиталище». Эта чакра считается субстратом, основой индивидуального человеческого бытия. Это объяснимо, если учесть, что эту чакру обычно связывают с бессознательным умом с его хранилищем умственных впечатлений — самскар. Индивидуальное существо берет начало в бессознательном уме. Многие инстинктивные влечения, которые ощущаются на уровне свадхистханы, всплывают из глубин бессознательного ума. Свадхистхана поистине служит основой, местом, из которого большинство людей выражают себя в мире. Она составляет фундамент их жизни.

Утверждают также, что свадхистхана чакра некогда была местом пребывания кундалини, но произошло грехопадение — дальнейшее падение — и кундалини опустилась в муладхара чакру. Поэтому говорят,что именно свадхистхана, а не муладхара, является настоящим основополагающим центром человека. Как таковая, она носит название «собственного обиталища».

Как достичь самадхи. Часть 2.

Обнаружение мысли как чего-то отдельного от «себя» ведет к разотождествлению с наполнением ума (умом) — мыслями. Многим сложно ухватить эту идею, особенно если интеллект не является преобладающим, но действительно, наш ум — вовсе на «наш», а просто ум; «Я» (как свидетель всего в вашей жизни) и ум — это разные инструменты, которыми вполне можно и пользоваться раздельно. Ум — это синоним мысли, ум не отличен от мыслей, и если мысль прекращается — ум тоже, вместе с ней. Возникает состояние не-ума («Читта Вритти Ниродха»), которое наблюдается Наблюдателем (разумом), который еще называют Сакши («Свидетель»), или наблюдателем*.